Что такое лунный календарь? История календаря Кто придумал лунный календарь.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У нас на сайте ограничения на вставку таблиц. 1/3 посетительниц сайта использует для посещения сайт смартфоны и планшеты, на которых из-за маленького экрана таблицы просто не читаются.

Вы можете, конечно, сделать снимок экрана с таблицей, вырезать из снимка таблицу и вставить ее как фото. Получиться что-то такое:

Но основную информацию в лунном календаре лучше подавать в виде обычных предложений и абзацев, без таблиц.

Лунный календарь от Лиры

На вариант подачи лунного календаря от Лиры не особенно ориентируйтесь. Она кандидат математических наук. А у них, у математиков, любые прогнозы нужно обосновывать, прилагая исходные материалы. Без обоснования лунный календарь это пустой звук и непонятно, стоит ли ему верить. Поэтому она без всяких лишних слов берет быка за рога и расписывает подходящие дни для разных агротехнических работ, а в обоснование прикладывает к ним таблицу, на основе которой она дала прогноз. Это просто у математиков стиль такой, "воду" в тексте они на дух не переносят.

Но 99% виденных мной лунных календарей на женских сайтах даются без всякого обоснования, зато в весьма цветастых выражениях. Это вполне нормально и я никогда не читал, чтобы кто-то из женщин, пользующихся подобными лунными календарями, просили составителей предоставить обоснования расчетов.

Поэтому Вы вполне можете давать Ваш лунный календарь без всякого табличного обоснования. Обычно весь месяц разбивают на периоды от 1 до 3 дней, внутри которых астрологическая обстановка сильно не меняется (один знак Зодиака при неизменной фазе Луны). Под каждый такой период отводится один или несколько абзацев, в которых описывается какие операции в этом период рекомендуются, какие нет. Часто для каждого периода указывают знаки Зодиака и фазу Луны, чтобы не подумали что календарь взят с потолка.

Получается что-то такое:

24 (с 6:37 по мск.времени), 25 , 26 (до 19:13 по мск.времени) - убывающая Луна в знаке Рака.

Возможны любые мероприятия с фиалкой: посадка семян, пересадка взрослых фиалок, стартёров, отсаживание и разделение деток, укоренение черенков, формирование розетки, омолаживание фиалки, борьба с вредителями.

Фиалкам, растущим в условиях дневного освещения, после проведённых мероприятий необходимы дополнительное освещение, подоконник и температура не ниже 20 градусов.

26 (после 19:13 по мск.времени) 27 , 28 , 29 (до 2:42 по мск. времени) - убывающая Луна в знаке Льва.

Воздержаться от любых мероприятий по уходу за фиалкой, включая полив.

В экстренных случаях возможны обработка от вредителей.

29 (после 2:42 мск. времени), 30 , 31 (до 11:21 по мск.времени) - убывающая Луна в знаке Девы.

Опытные фиалководы и те, кто в эти дни будет очень настроен на мероприятия с фиалками, могут себе и фиалкам в этом не отказывать.

Выбор подходящего формата

Какой вариант лунного календаря лучше - я, признаться, не знаю.

Мне как компьютерщику ближе стиль Лиры. У нее вся существенная информация очень плотно упакована и видна как на ладони. В то же время при желании можно легко проверить, откуда она взяла свой прогноз. Не то чтобы я каждый раз проверяю очередную Лирину таблицу. Но регулярно кто-то из знатоков-составителей лунного календаря не ленится и проверяет таблицу с построениями Лиры в поисках возможных ошибок. Нет сомнений, если бы в ее расчетах было бы что-то неправильное, на это давно бы и публично указали. Но раз Лира уже годами публикует лунный календарь с обосновывающими таблицами и до сих пор никто пока не указывал на ошибки в ее расчетах, то это означает что фиалковое сообщество принимает ее календарь и способ построения как правильный. Так что в Лирин календарь я верю.

Но на женских сайтах вполне возможно народ будет рад подаче лунного календаря в бездоказательном стиле, зато с длинно и красиво расписанными текстами. По моим наблюдениям, для многих фиалочниц вообще не нужны никакие доказательства, лишь бы были в лунном календаре какие-то циферки на которые можно опереться и приятный текст, расписывающие что можно и что не можно делать в указанные циферками дни. А уж за верой в "правильность" ухода по лунному календарю у них дело не встанет.

Так что делайте как считаете нужным. Вам как фиалочнице виднее, какая форма подачи лунного календаря будет удобнее для нашего сообщества.

Лунный календарь — разновидность календаря , в основе которого лежит период смены фаз Луны . Связь календаря с Луной, как астрономическим явлением, произошла в глубокой древности.

Есть версия, что впервые Лунный календарь возник в Месопотамии, на территории современного Ирака, в городах-государствах древних шумеров в третьем тысячелетии до нашей эры.

Однако ученые продолжают спорить, когда точно появился лунный календарь. Но сходятся во мнении о его первичности. Дело в том, что смена фаз Луны является одним из самых легконаблюдаемых небесных явлений. Именно поэтому многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем.

В период смены образа жизни с кочевого на оседлый Лунный календарь переставал удовлетворять. Поскольку земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением, стали заменяться лунно-солнечными или солнечными календарями. Одним из исключений является мусульманский календарь. Он построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным.

Каким календарем пользовались наши предки? Историкам давно известно о том, что в древней Руси использовался лунно-солнечный календарь. Наши предки жили в гармонии с природой. Лунного календаря, в связи с особенностями климата нашей страны, конечно же, было недостаточно.

Современным солнечным календарём, как вы сами прекрасно понимаете, пользоваться намного проще. Есть установленные «правила», например, что новые сутки всегда начинаются в 00:00 часов.

«Неравномерности», которые нам встречаются при пользовании современным календарем заключаются лишь в том, что один месяц длится 30 дней, а другой — 31 день. Исключение составляет лишь один месяц — февраль.

В Лунном календаре, напротив, все очень подвижно. Так, как подвижна и изменчива вода — именно на нее наибольшее влияние оказывает Луна (вызывая приливы и отливы).

Однако, если мы приглядимся внимательно и к официальному календарю, и к реальности, то увидим, что «раз и навсегда» установленные правила не влияют на то, как ведет себя природа. Зима может начаться рано, и уже в конце октября (официального осеннего месяца) может лежать снег и стоять устойчивая минусовая температура. В другой год осенняя погода может продлиться вплоть до первых чисел декабря.

В природе все изменчиво и подвижно. Влияние Луны на Землю и на жизнь человека из-за того, что Лунным календарем практически перестали пользоваться, естественно, не прекратилось. Мы существа не только социальные, но и «дети природы». Поэтому нам так важно сохранять гибкость, подвижность, изменчивость. Для нашего здоровья и благополучия важно научиться чувствовать ритмы природы. И в этом значительную помощь оказывает Лунный календарь.

Например, наш организм чутко реагирует на смену лунных фаз . При изменении фазы Луны сдвигается водный баланс, меняется динамика водного обмена, что конечно же, не может не влиять на наши органы, системы и функции организма. Это влияет не только на наше здоровье и самочувствие, но и на психологическое состояние.

Раз меняется наше внутреннее состояние, то изменяется и поведение. Именно поэтому знание об основных закономерностях, описанных в Лунном календаре, помогает нам быть более успешными во многих сферах жизни. Когда мы не знаем, в какой момент лучше действовать и к какой сфере жизни в этот момент стоит приложить усилия, то мы часто пытаемся пробить головой стену, не видя, что рядом есть дверь. Когда мы понимаем природные ритмы, влияющие на нас, мы можем плыть на энергетической волне, как парусник движется, влекомый силой ветра.

Основные понятия Лунного календаря:

  • Лунные события (Новолуние, Полнолуние, Затмение)
  • Состояния Луны: Растущая (молодая) и Убывающая (ущербная или стареющая) Луна

Уникальный Лунный календарь «Ритмы Жизни»

Сообщаю вам радостную новость. Завершено создание нового уникального Лунного календаря. Этот Лунный календарь под названием «Ритмы Жизни» — НЕЧТО ОСОБЕННОЕ.

В нем обобщены рекомендации по влиянию нескольких аспектов Луны (лунный день, фаза Луны, Луна в знаке, полнолуние-новолуние, растущая-убывающая Луна) на каждый календарный день. В «Ритмах Жизни» включены подробные рекомендации по здоровью, питанию, семье, красоте, быту, образу жизни и бизнесу.

Лунный календарь «Ритмы Жизни» разработан для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Киева, Иркутска, Владивостока, Нью-Йорка, Парижа, Берлина. По вашей заявке мы разработаем «Ритмы Жизни» для любого города.

Узнать подробнее о календаре «Ритмы Жизни» подпишитесь на бесплатный ознакомительный курс:

Содержание статьи

КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических – равноденствий, затмений, приливов, – так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря – определение моментов церковных событий и «дрейфующих» праздников (например, Пасхи). Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени. Многие статистические и научные исследования также используют временные интервалы.

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь

основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь

согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты – два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь

– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Солнечные сутки.

Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используются математически вычисленное положение «среднего солнца» и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 ч, т.е. на полночь. Но это не всегда было так: в библейские времена, в Древней Греции и Иудее, а также в некоторые другие эпохи начало дня приходилось на вечернее время. У римлян в различные периоды их истории день начинался в разное время суток.

Лунный месяц.

Первоначально продолжительность месяца определялась периодом обращения Луны вокруг Земли, точнее – синодическим лунным периодом, равным промежутку времени между двумя последовательными наступлениями одинаковых фаз Луны, например, новолуний или полнолуний. Средний синодический лунный месяц (так называемая «лунация») длится 29 сут 12 ч 44 мин 2,8 с. В библейские времена лунацию считали равной 30 сут, но римляне, греки и некоторые другие народы приняли как стандарт измеренную астрономами величину 29,5 сут. Лунный месяц – удобная в общественной жизни единица времени, поскольку она длиннее суток, но короче года. В древности Луна привлекала всеобщий интерес как инструмент для измерения времени, ибо весьма несложно наблюдать выразительную смену ее фаз. Кроме того, лунный месяц был связан с различными религиозными потребностями и поэтому играл важную роль при составлении календаря.

Год.

В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом «год» понимают тропический год («год сезонов»), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь.

В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25ґ8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа (см. ниже раздел о циклах и эрах).

Римский календарь.

Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев – сентябрь («седьмой»), октябрь («восьмой»), ноябрь («девятый») и декабрь («десятый»). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца – январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.

Юлианский календарь.

К 46 до н.э., когда верховным понтификом стал Юлий Цезарь , календарные даты явно расходились с природными сезонными явлениями. Поступало столько жалоб, что возникла необходимость радикальной реформы. Чтобы восстановить прежнюю связь календаря с сезонами, Цезарь по совету александрийского астронома Созигена продлил 46-й год до н.э., добавив месяц из 23 сут после февраля и два месяца из 34 и 33 сут между ноябрем и декабрем. Таким образом, в том году было 445 сут и его прозвали «годом путаницы». Затем Цезарь закрепил длительность обычного года в 365 сут с введением раз в четыре года одного добавочного дня после 24 февраля. Это позволило приблизить среднюю продолжительность года (365,25 сут) к длительности тропического года. Цезарь умышленно отказался от лунного года и выбрал солнечный год, поскольку при этом все вставки, кроме високосного года, стали ненужными. Таким образом Цезарь установил продолжительность года в точности равной 365 сут и 6 ч; с тех пор повсеместно используется именно это значение: после трех обычных лет следует один високосный год. Цезарь изменил продолжительность месяцев (табл. 1), положив в обычном году февраль из 29 сут, а високосном – из 30. Этот Юлианский календарь, который сейчас часто называют «старым стилем», был введен 1 января 45 до н.э. Тогда же месяц квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря, а весеннее равноденствие было сдвинуто к своей исходной дате 25 марта.

Августианский календарь.

После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Таблица 1. Продолжительность месяцев трех римских календарей
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ
ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Название месяца Календарь децемвиров
(ок. 414 до н.э.)
Календарь Юлия
(45 до н.э.)
Календарь Августа
(8 до н.э.)
Януариус 29 31 31
Фебруариус 28 29–30 28–29
Мартиус 31 31 31
Априлис 29 30 30
Майус 31 31 31
Юниус 29 30 30
Квинтилис 1) 31 31 31
Секстилис 2) 29 30 31
Септембер 29 31 30
Октобер 31 30 31
Новембер 29 31 30
Децембер 29 30 31
1) Юлиус в календарях Юлия и Августа.
2) Август в календаре Августа.

Календы, иды и ноны.

Эти слова римляне использовали только во множественном числе, называя так особые дни месяцев. Календами, как упоминалось выше, называли первый день каждого месяца. Иды были 15-м днем марта, мая, июля (квинтилиса), октября и 13-м днем остальных (коротких) месяцев. При современных расчетах нонами называют 8-й день перед идами. Но римляне учитывали сами иды, поэтому ноны у них были 9-м днем (отсюда их название «nonus», девять). Мартовскими идами было 15 марта или, менее определенно, какой-либо из семи предшествующих дней: с 8 до 15 марта включительно. Ноны марта, мая, июля и октября приходились на 7-й день месяца, а в прочие, короткие месяцы – на 5-й день. Дни месяца отсчитывались назад: в первую половину месяца говорили, что столько-то дней осталось до нон или ид, а во вторую половину – до календ следующего месяца.

Григорианский календарь.

Юлианский год продолжительностью 365 сут 6 ч длиннее истинного солнечного на 11 мин 14 с, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу, вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 сут – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого «новым стилем». Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Прочие страны переходили на новый стиль в разные годы: например, Великобритания приняла григорианский календарь с 1752; к 1700 високосному году по юлианскому календарю различие между ним и григорианским календарем составляло уже 11 сут, поэтому в Великобритании после 2 сентября 1752 наступило 14 сентября. В том же году в Англии начало года было перенесено на 1 января (до этого новый год начинался со дня Благовещения – 25 марта). Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США и Россию, которая отказалась от восточного (юлианского) календаря лишь после Октябрьской (в действительности – ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 с длинее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.


Еврейский календарь.

Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут, а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан – первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов – обычный и високосный, а в еврейском – обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут), а 29 сут составляют Веадар. На самом деле еврейский лунно-солнечный календарь еще сложнее, чем описано здесь. Хотя он и годится для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным современным инструментом этого рода.

Мусульманский календарь.

До Мухаммеда , умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет – 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь.

Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф «месяц» в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц – из трех недель.

Китайский календарь.

Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим данным – 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, «год коровы» в 1997, «год тигра» в 1998, «зайца» в 1999, «дракона» в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков.

Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.



ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы

это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:

Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

Чтобы определить порядок дней недели и составить календарь любого года, нужно иметь таблицу воскресных букв для каждого года (табл. 2) и таблицу строения календаря любого года с известными воскресными буквами (табл. 3). Например, найдем день недели для 10 августа 1908. В табл. 2 на пересечении столбца столетий со строкой, содержащей две последние цифры года, указаны воскресные буквы. Високосные годы имеют две буквы, а для полных столетий, таких как 1900, буквы указаны в верхнем ряду. Для високосного 1908 года воскресными буквами будут ED. Из части для високосного года табл. 3 по буквам ED находим строку дней недели, а пересечение с ней даты «10 августа» дает понедельник. Таким же образом находим, что 30 марта 1945 было пятницей, 1 апреля 1953 – средой, 27 ноября 1983 – воскресеньем, и т.д.

Таблица 2. Воскресные буквы для любого года от 1700 до 2800
Таблица 2. ВОСКРЕСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ГОДА
ОТ 1700 ДО 2800 (по А. Филипу)
Последние две цифры года Вековые годы
1700
2100
2500
1800
2200
2600
1900
2300
2700
2000
2400
2800
00 C E G BA
01
02
03
04
29
30
31
32
57
58
59
60
85
86
87
88
B
A
G
FE
D
C
B
AG
F
E
D
CB
G
F
E
DC
05
06
07
08
33
34
35
36
61
62
63
64
89
90
91
92
D
C
B
AG
F
E
D
CB
A
G
F
ED
B
A
G
FE
09
10
11
12
37
38
39
40
65
66
67
68
93
94
95
96
F
E
D
CB
A
G
F
ED
C
B
A
GF
D
C
B
AG
13
14
15
16
41
42
43
44
69
70
71
72
97
98
99
. .
A
G
F
ED
C
B
A
GF
E
D
C
BA
F
E
D
CB
17
18
19
20
45
46
47
48
73
74
75
76
. .
. .
. .
. .
C
B
A
GF
E
D
C
BA
G
F
E
DC
A
G
F
ED
21
22
23
24
49
50
51
52
77
78
79
80
. .
. .
. .
. .
E
D
C
BA
G
F
E
DC
B
A
G
FE
C
B
A
GF
25
26
27
28
53
54
55
56
81
82
83
84
. .
. .
. .
. .
G
F
E
DC
B
A
G
FE
D
C
B
AG
E
D
C
BA
Таблица 3. Календарь на любой год
Таблица 3. КАЛЕНДАРЬ НА ЛЮБОЙ ГОД (по А. Филипу)
Обычный год
Воскресные буквы и начальные дни недели A
G
F
E
D
C
B
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пн
Сб
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Месяц Дней в месяце
Январь
Октябрь
31
31
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
Февраль
Март
Ноябрь
28
31
30
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25

Апрель
Июль

2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26

Сентябрь
Декабрь

3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
Високосный год
Воскресные буквы и начальные дни недели AG
GF
FE
ED
DC
CB
BA
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пн
Сб
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Месяц Дней в месяце
Январь
Апрель
Июль
31
30
31
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
Февраль
Август
29
31
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
Март
Ноябрь
31
30
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
3
10
17
24
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30

Сентябрь
Декабрь

2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27

Цикл Метона

показывает соотношение лунного месяца и солнечного года; поэтому он стал основой для греческого, еврейского и некоторых других календарей. Этот цикл состоит из 19 лет по 12 месяцев плюс 7 добавочных месяцев. Назван он по имени греческого астронома Метона, открывшего его в 432 до н.э., не подозревая, что в Китае о нем знали с 2260 до н.э. Метон определил, что период в 19 солнечных лет содержит 235 синодических месяцев (лунаций). Он считал длину года равной 365,25 сут, поэтому 19 лет у него составляли 6939 сут 18 ч, а 235 лунаций равняются 6939 сут 16 ч 31 мин. В этот цикл он вставлял 7 добавочных месяцев, поскольку 19 лет по 12 мес дают в сумме 228 мес. Считается, что Метон вставлял добавочные месяцы в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла. Все годы, помимо указанных, содержат по 12 мес, состоящих попеременно из 29 или 30 сут, 6 лет среди упомянутых выше семи содержат по дополнительному месяцу из 30 сут, а седьмой – 29 сут. Вероятно, первый Метонов цикл начался в июле 432 до н.э. Фазы Луны повторяются в те же дни цикла с точностью до нескольких часов. Таким образом, если даты новолуний определены в течение одного цикла, то они легко определяются для последующих циклов. Положение каждого года в цикле Метона указывает его номер, принимающий значения от 1 до 19 и называемый золотым числом (поскольку в античную эпоху фазы Луны начертывались золотом на общественных памятниках). Определить золотое число года можно по специальным таблицам; им пользуются для вычисления даты Пасхи.

Цикл Каллиппа.

Другой греческий астроном – Каллипп – в 330 до н.э. развил идею Метона, введя 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно.

Солнечный цикл.

Этот цикл состоит из 28 лет и помогает установить связь между днем недели и порядковым днем месяца. Если бы не было високосных лет, то соответствие дней недели и чисел месяца регулярно повторялось бы с 7-летним циклом, поскольку в неделе 7 дней, и год может начинаться с любого из них; а также потому, что обычный год на 1 сутки длинее 52 полных недель. Но введение раз в 4 года високосных лет делает цикл повторения всех возможных календарей в прежнем порядке 28-летним. Интервал между годами с одинаковым календарем изменяется от 6 до 28 лет.

Цикл Дионисия (пасхальный). Этот цикл из 532 лет имеет компоненты лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов. Считается, что он был введен Дионисием Малым в 532. Согласно его расчетам, как раз в том году начинался лунный цикл, первый в новом Пасхальном цикле, что и указывало дату рождения Христа в 1 н.э. (эта дата часто является предметом спора; некоторые авторы называют датой рождения Христа 4 до н.э.). Цикл Дионисия содержит полную последовательность пасхальных дат.

Эпакт.

Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.

Римские индикты.

Это цикл, введенный последним римским императором Константином; им пользовались для ведения коммерческих дел и сбора податей. Непрерывную последовательность лет делили на 15-летние интервалы – индикты. Цикл начался 1 января 313. Следовательно, 1 н.э. был четвертым годом индикта. Правило определения номера года в текущем индикте такое: прибавить 3 к григорианскому номеру года и разделить это число на 15, остаток и является искомым числом. Так, в системе римских индиктов 2000 год имеет номер 8.

Юлианский период.

Это универсальный период, используемый в астрономии и хронологии; введен французским историком Ж.Скалигером в 1583. «Юлианским» Скалигер назвал его в честь своего отца, известного ученого Юлия Цезаря Скалигера. Юлианский период содержит 7980 лет – произведение солнечного цикла (28 лет, по прошествии которых даты юлианского календаря приходятся на те же дни недели), цикла Метона (19 лет, по прошествии которых все фазы Луны приходятся на те же дни года) и цикла римских индиктов (15 лет). Началом юлианского периода Скалигер выбрал 1 января 4713 до н.э. по продолженному в прошлое юлианскому календарю, поскольку все три перечисленных выше цикла сходятся в этой дате (точнее, 0,5 января, поскольку за начало юлианских суток принят средний гринвичский полдень; поэтому к полуночи, с которой начинается 1 января, уже проходит 0,5 юлианских суток). Текущий юлианский период завершится в конце 3267 н.э. (23 января 3268 по григорианскому календарю). Для того чтобы определить номер года в юлианском периоде, нужно прибавить к нему число 4713; сумма и будет искомым номером. Например, 1998 имел номер 6711 в юлианском периоде. Каждый день этого периода имеет свой юлианский номер JD (Julian Day), равный количеству суток, прошедших с начала периода до полудня этого дня. Так, 1 января 1993 имел номер JD 2 448 989, т.е. к гринвичскому полдню этой даты от начала периода прошло именно столько полных суток. Дата 1 января 2000 имеет номер JD 2 451 545. Юлианский номер каждой календарной даты приводится в астрономических ежегодниках. Разность юлианских номеров двух дат указывает количество суток, прошедших между ними, что весьма важно знать при астрономических расчетах.

Римская эра.

Годы этой эры отсчитывались от момента основания Рима, которым считается 753 до н.э. Перед номером года ставили аббревиатуру A.U.C. (anno urbis conditae – год основания города). Например, 2000 год григорианского календаря соответствует 2753 году римской эры.

Олимпийская эра.

Олимпиады – это 4-летние интервалы между греческими спортивными состязаниями, проводившимися в Олимпии; их использовали в хронологии Древней Греции. Олимпийские игры устраивали в дни первого полнолуния после летнего солнцестояния, в месяце гекатомбейоне, что соответствует современному июлю. Вычисления показывают, что первые Олимпийские игры были проведены 17 июля 776 до н.э. В то время использовали лунный календарь с добавочными месяцами цикла Метона. В 4 в. христианской эры император Феодосий отменил Олимпийские игры, и в 392 Олимпиады были заменены Римскими индиктами. Термин «Олимпийская эра» часто встречается в хронологии.

Эра Набонассара.

Введена одной из первых и названа в честь вавилонского царя Набонассара. Эра Набонассара представляет особый интерес для астрономов, поскольку использовалась для указания дат Гиппархом и александрийским астрономом Птолемеем в его «Альмагесте». По-видимому, в Вавилоне в эту эру начались детальные астрономические исследования. Началом эры считают 26 февраля 747 до н.э. (по юлианскому календарю), первый год правления Набонассара. Птолемей начинал счет суток со среднего полдня на меридиане Александрии, а год у него египетский, содержащий ровно 365 сут. Неизвестно, пользовались ли в Вавилоне эрой Набонассара в эпоху ее формального начала, но в более поздние времена ею, по-видимому, пользовались. Помня о «египетской» длине года, легко вычислить, что 2000 год по григорианскому календарю является 2749 годом эры Набонассара.

Еврейская эра.

Начало еврейской эры – это мифическая дата сотворения мира, 3761 до н.э. Еврейский гражданский год начинается около дня осеннего равноденствия. Например, 11 сентября 1999 по григорианскому календарю был первым днем 5760 года по еврейскому календарю.

Мусульманская эра,

или эра хиджры, начинается 16 июля 622, т.е. с даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Например, 6 апреля 2000 по григорианскому календарю начинается 1421 год мусульманского календаря.

Христианская эра.

Началась 1 января 1 н.э. Считают, что христианскую эру ввел Дионисий Малый в 532; время течет в ней в согласии с циклом Дионисия, описанным выше. Дионисий принял за начало 1-го года «нашей» (или «новой») эры 25 марта, поэтому день 25 декабря 1 н.э. (т.е. 9 мес спустя) был назван днем рождения Христа . Папа Григорий XIII перенес начало года на 1 января. Но историки и хронологи давно уже считали днем Рождества Христова 25 декабря 1 до н.э. По поводу этой важнейшей даты было много споров, и только современные исследования показали, что скорее всего Рождество приходится на 25 декабря 4 до н.э. Путаницу в установление подобных дат вносит то обстоятельство, что астрономы часто называют год рождения Христа нулевым годом (0 н.э.), которому предшествовал 1 до н.э. Но другие астрономы, а также историки и хронологи считают, что нулевого года не было и сразу за 1 до н.э. следует 1 н.э. Нет согласия и в том, считать ли такие годы, как 1800 и 1900, концом столетия или началом следующего. Если принять существование нулевого года, то 1900 будет началом столетия, а 2000 – еще и началом нового тысячелетия. Но если нулевой год отсутствовал, то 20-й век истекает лишь в конце 2000. Многие астрономы считают вековые годы, заканчивающиеся на "00, началом нового столетия.

Как известно, дата Пасхи постоянно меняется: она может прийтись на любой день с 22 марта по 25 апреля включительно. По правилу Пасха (католическая) должна быть в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). К тому же, согласно Английскому требнику, «... если полнолуние наступает в воскресенье, то Пасхой будет следующее воскресенье». Эта дата, имеющая большое историческое значение, служила предметом многих споров и дискуссий. Поправки папы Григория XIII приняты многими церквами, но поскольку расчет даты Пасхи основан на лунных фазах, она не может иметь определенную дату в солнечном календаре.

РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Недостатки григорианского календаря.

Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы:

1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов – обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

2) Продолжительноть месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.

Предлагаемые усовершенствования.

Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:

Международный фиксированный календарь

(International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798–1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859–1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря. Этот календарь содержит 13 мес по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц «Соль» (Sol). Один лишний день (365 – 13ґ28), названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти «уравновешивающие» сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 мес трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего. Для его введения потребуются большие усилия, чтобы получить согласие влиятельных групп, приверженных традиции.

Всемирный календарь

(World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря». Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содежат 31, 30 и 30 сут соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) – после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.

Вечный календарь

(Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

Литература:

Бикерман Э. Хронология древнего мира . М., 1975
Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари . М., 1984
Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее . М., 1987
Климишин И.А. Календарь и хронология . М., 1990
Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря . М., 1991



В мире существует несколько видов различных календарей. Календарь определяет какие-то временные отрезки в соответствии с движением таких небесных тел, как Солнце и Луна.

Лунный календарь представляет собой особый вид календаря, который базируется на фазах спутника Земли – Луны. Календари, ориентирующиеся по фазам Луны, появились очень давно, еще в древности.

Множество различных источников приводят большое количество фактов, свидетельствующих о том, где именно впервые придумали Лунный календарь. По одной из версий самый первый в мире календарь, основанный на лунных фазах, был впервые изобретен в тех землях, где сейчас находиться Ирак – в Месопотамии. Древние шумеры еще в третьем тысячелетии до нашей эры начали пользоваться Луной в качестве временного мерила.

Но пытливые умы ученных и по сей день не унимаются и продолжают искать ответ на главный вопрос: «Кто и когда стал творцом такого чудесного изобретения, как Лунный календарь?» и строить множество версий и догадок по этому поводу. Но в одном мнения едины: Лунный календарь был все же первым. Фазы Луны очень легко и просто наблюдать. Поэтому древние китайцы, евреи, вавилоняне и греки использовали именно календарь Луны.

Что же стало причиной перехода от Лунного календаря к Солнечному?

Когда-то, очень давно, люди вели в основном кочевой образ жизни, не задерживаясь надолго на одном месте. Со временем произошло разделение на кочевников и земледельцев. Вторые вели оседлый образ жизни. Для того, чтобы правильно ухаживать за землей и получать хороший урожай, необходимо следить за временем года. Ведь для землепашца крайне важно солнечное тепло и свет. Вот тогда Солнечный календарь и сменил Лунный. Сейчас почти все основные календари основаны на фазах Солнца за исключением мусульманского, который полностью основан на Луне.

Календари древней Руси

О том, какой именно календарь использовали наши предки, сложено много версий и теорий. Историки утверждают, что это был лунно-солнечный календарь. Известно, что, будучи язычниками и весьма суеверными, люди, проживающие когда-то на этих землях, находили гармонию во всем, а главное, жили в единстве с природой. Для нашего климата одного только Лунного календаря точно не было достаточно.

Тот вариант солнечного календаря, которым мы с вами привыкли пользоваться, достаточно прост в использовании, так как в нем работают несколько четких правил. К примеру, в сутках 24 часа, новый день начинается ровно в 00.00 часов.

Особенностью современного солнечного календаря являются некоторые неравномерности, а именно попеременное количество дней в каждом месяце: в одном – 30 дней, в следующем – 31 день. Февраль составляет исключение.

В лунном же календаре отсутствует какая-либо четкая, общепринятая система. Он также изменчив, как и вода. Луна оказывает наибольшее влияние именно на воду. От ее положения зависят отливы и приливы.

Все же официально принятый календарь не может стать залогом того, что в реальности, в самой природе все будет происходить именно так, как в нем предписано. Как правило, новый сезон не начинается строго с первого числа. Тепло может продлиться вплоть до зимних месяцев, а холода необязательно должны закончиться в марте месяце. Частенько в марте бывает холоднее, чем, к примеру, в январе месяце.

Природа – непостоянна и подвижна. Ее изменчивую суть в большей степени отражает именно Лунный календарь. Тот факт, что Лунный календарь отошел на второй план, не отменяет мощного влияния этого небесного тела на Землю, нашу природу и нашу жизнь. Мы остро ощущаем смены лунных фаз. Для человека крайне важно чувствовать себя частью природы, единым целым и менять вместе с ней, сохраняя гибкость.

Организм человека меняется в зависимости от фаз Луны. Меняется баланс и обмен воды в организме, что сказывается и на общем самочувствии человека. Луна определяет не только физическое, но и психическое состояние человека.

Мы начинаем меняться внутри, а значит, наша психика и поведение также перестраиваются. Следуя тем законам, которые приведены в Лунном календаре, человек обретает возможность стать более здоровым и успешным во всем. Примерно так же, как и гороскоп , лунный календарь подскажет, в какой момент лучше предпринимать активные действия, а в какой – просто подождать. Ведь идти напролом – не всегда лучший вариант для достижения цели. Понимание ритмов природы и энергии, оказывающих столь мощное влияние на каждого человека, дает возможность «поймать» энергетическую волну и действовать правильно.

Лунный календарь – основные понятия:

Лунные дни (сутки) – время от лунного восхода до следующего восхода.

Фазы Луны – уровень лунного освещения на небе, которое меняется периодически.

Состояния Луны:

Растущая (молодая) Луна – время, предназначенное для перемен;

Убывающая (ущербная или стареющая) Луна – время отдыха и убывающих сил.

Основными лунными событиями являются:

Новолуние – период, когда три планеты (Земля, Солнце и Луна) находятся на одной прямой линии.

Полнолуние – период, в который Луна похожа на огромный сияющий диск. В это время три планеты находятся почти на прямой линии.

Затмение – явление, при котором одна планета (небесное тело) заслоняет собой другую.

Слово «календарь» происходит от латинского слова са-lendae или kalendae, которым обозначался первый день любого римского месяца. Индоевропейскими корневыми словами слов «луна», «разум», «месяц» являются «мати», «манас», «манна» или «мен»; все эти слова связаны с менструальным циклом женщин и Богинь. По-гречески «мене» значит «Луна», в то время, как в латинском языке Луна обозначается словами mends и mensura. Те же слова являются корневыми в слове «измерение». Присутствие Луны прослеживается даже в нашем нынешнем календаре. Английское слово monday (понедельник) означает moon day (день луны), а слово create (творить) происходит от слова crescent или молодой месяц. В современном французском это корневое слово открыто сохранилось только в слове croissant (булочка в форме полумесяца).

Существуют три вида календарей: солнечный, лунный и лунно-солнечный. Календари служат для того, чтобы точно устанавливать даты, как светские, так и религиозные. Они помогают установить время солнцестояния, равноденствия, затмений Солнца и Луны и т.д. Календари делят годичный цикл на времена. Самыми первыми календарями были лунные календари составленные в результате наблюдений за Луной.

Солнечный календарь, которым сейчас пользуется практически весь мир, относительно новое изобретение, по сравнению с историей существования человечества. Результаты многих археологических исследований, а также исторические документы свидетельствуют о том, что первые цивилизации сверяли время с Луной и ее фазами. Многие современные праздники связаны с определенными фазами Луны. А в некоторых странах сохранился и сам лунный календарь.

Самый первый китайский календарь был основан на лунных циклах. В нем учитывались также и результаты наблюдений за Солнцем и Луной. Двадцать восемь частей китайского лунного года назывались «домами»; в каждом «доме» жил воин – возлюбленный Лунной Богини. Такой же календарь использовался в Японии, Корее и Вьетнаме. Первый индуистский календарь также был лунным; и сегодня индусы все еще говорят о «двадцати восьми дворцах Луны».

Календарь первых египтян также был лунным; более того, иероглиф, обозначавший слово «месяц» представлял собой изображение молодой Луны. Примерно в 4236 г. до нашей эры египтяне перешли на солнечный календарь, в котором было двенадцать месяцев по тридцать дней каждый. Египетская неделя состояла из десяти дней. За последним месяцем следовали пять дополнительных дней, известных как дни рождения особых богов. Этот календарь был составлен в результате наблюдений за Сириусом (или Сотисом, Собачьей Звездой).

Первые календари Халдеи, Вавилона, Месопотамии, Греции, Рима и кельтских кланов также были лунными. Вавилонские жрецы утверждали, что бог Мардук отсчитывал священные дни и времена года в соответствии с движением Луны. Халдейские «лунопоклонники» верили, что движение Луны по знакам зодиака определяет судьбу человека. В языке галлов слова «менструация» и «календарь» были почти идентичны: миосах и миосахан.



Мусульмане и сегодня живут в соответствии с лунным календарем. Поскольку мусульманский год насчитывает только 354 или 355 дней, то некоторые религиозные праздники мусульман, например Рамадан, переходят из одного времени года в другое.

Иудеи пользуются комбинированным лунно-солнечным календарем, в котором год является солнечным, а месяцы - лунными. Каждый месяц начинается с первого появления Молодой Луны.

Для обитателей Земли Луна никогда не была неизменной формой. Она меняется на протяжении всего своего полного цикла, составляющего примерно 29,5 дней.

Иногда создается впечатление, что меняются даже размеры Луны. Это объясняется тем, что она движется вокруг Земли по эллиптической орбите. Когда Луна находится ближе всего к Земле (в перигее), она кажется примерно на 15% больше, чем тогда, когда она находится дальше всего от Земли (в апогее). Если же Луна оказывается чуточку ближе к Земле, чем обычно, ее размеры визуально резко увеличиваются. Магия Луны заключается и в том, что в перигее ее влияние на 25% сильнее, чем в апогее. Рост ее влияния выражается в более сильных приливах и отливах, в это же время усиливаются и магические возможности человека.

Кроме того, пребывая в зените, Луна в разное время находится под разным углом к Земле. Это происходит потому, что орбита Луны не совсем точно совпадает с экватором Земли. Здравый смысл подсказывает, что чем выше Луна поднимается над Землей, тем отвеснее ее лучи или энергия, в результате чего заговоры и ритуалы могут иметь большую силу. Большинство людей не используют энергию Луны, плывя против психического течения, вместо того, чтобы воспользоваться благотворной силой этого потока.

Со сменой времен года незаметно меняется и энергия Луны, поскольку на Луну воздействует Солнце и ее положение между Землей и Солнцем. Чтобы использовать энергию Луны в полной мере в течение всего года, нужно учитывать не только фазы Луны, но и времена года.

Лунная ладья (лодка) египтян, в которой Луна путешествовала по небу

Свой лунный календарь я разделила на лунные месяцы в соответствии с месяцами солнечными, более привычными большинству из нас. Однако, тринадцатый месяц, который я решила вставить между октябрем и ноябрем, не состоит из двадцати девяти дней. Если бы я попыталась разделить двенадцать солнечных месяцев поровну на тринадцать лунных, которые могут начинаться и заканчиваться посередине солнечного месяца, то я бы запутала читателя. Люди веками живут в ритме солнечного времяисчисления. Поэтому для удобства я решила применить такую необычную систему.

Голубая Луна, или второе полнолуние, в течение одного месяца может наступить в любое время года. Я решила вставить ее в октябрь-ноябрь, время, которое в Северной Европе традиционно связано с поминанием предков и размышлениями о Тонком Занавесе, разделяющем миры (праздник, ныне известный как канун дня Всех святых).

Я не отметила в своем лунном календаре все древние праздники по двум причинам: во-первых, эту информацию можно найти и в других источниках; во-вторых, существуют непреодолимые разногласия по поводу точных дат многих праздников. В этом случае я использую те даты, которые кажутся наиболее убедительными. Кроме того, я привела в своем календаре только те древние ритуалы, которые имеют практическое значение для современных людей и понятны им.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Шьём простые платья. Как сшить прямое платье. Пышное свадебное платьице, которое шьется быстро и легко Шьём простые платья. Как сшить прямое платье. Пышное свадебное платьице, которое шьется быстро и легко Идеи новогодних поделок из пластиковых бутылок Домик из большой пластиковой бутылки на елку Идеи новогодних поделок из пластиковых бутылок Домик из большой пластиковой бутылки на елку Цвет опала - мерцающее свечение камня Цвет опала - мерцающее свечение камня