Нестандартные игры с сортером. Сортеры для детей На что обратить внимание при выборе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Примерно к 6 месяцам дети осваивают важное умение – учатся сидеть и в это же время, созерцая окружающий мир из нового положения, начинают распознавать очертания предметов, анализируют их размер, форму и цвет. Поэтому важно в этот период подобрать подходящие игрушки, такие как сортер, которые будут способствовать всестороннему развитию малыша и смогут завлечь его на некоторое время, подарив маме небольшую передышку.

Сортер – это…

Название «Сортер» происходит от глагола «сортировать». Сортеры представляют собой разнообразные игровые комплекты, предназначенные для сортировки составляющих по форме, цвету, размеру и прочим характеристикам. В большинстве случаев они имеют основу с разнообразными прорезями и фигурки, каждая из которых может поместиться только в одно – предназначенное именно для нее – отверстие.

Виды

На современном рынке товаров для детей представлено огромное количество разновидностей развивающих сортировочных игровых комплектов, но не все они подходят для малышей до года.

Сортеры для детей от 6 месяцев – это:

  • самые банальные пирамидки, пришедшие из советских времен;
  • современные пирамидки, представляющие собой всевозможные вкладыши – набор тарелочек, стаканчиков или кубиков, которые требуется рассортировать по размеру и вложить один в другой;
  • мягкие комплекты – в качестве основы используется куб или шар из мягкого, но устойчивого материала (например, фетра) с небольшим количеством прорезей простых форм (круг, овал, квадрат), а фигурки – это мягконабивные элементы, выполненные из разных на ощупь тканей (гладкой, шершавой, пушистой);
  • простые пластмассовые и деревянные комплекты с минимумом отверстий и деталей.

Предпочтительно наличие в сортерах для малышей приятного, не раздражающего светового и звукового сопровождения, а также нескольких прозрачных граней у основания (только не там, где отверстия), чтобы ребенок мог наблюдать, как и куда исчезает фигурка.

Игровой процесс

Игра – неотъемлемая составляющая детского развития. Играя с сортерами, малыш учится хватать, держать, переносить, вкладывать в отверстие, развивая тем самым координацию и оттачивая мастерство владения своими руками. Он знакомится с такими понятиями, как «подходит» и «не подходит», «большой» и «маленький», изучает цвета и формы, а также пробует все игровые принадлежности на ощупь и даже на зуб (внимание, все предметы должны быть качественными, довольно крупными и чистыми). Однако играть самостоятельно сразу малыш не сможет. Научить игровому процессу и, главное, заинтересовать ребенка должны родители.

Правила эффективной игры с любыми сортировочными комплектами:

  • ребенок должен сидеть удобно;
  • все детальки лучше расположить между ножками малыша и обязательно в поле его видимости;
  • знакомя чадо с игрой, мама может взять фигурку ручкой малыша и направить ее сначала в неверное отверстие, чтобы показать, что деталь не проходит, а затем в верное;
  • проделать эти манипуляции со всеми деталями (самостоятельно или вместе с малышом), комментируя каждое движение фразами типа «это круг», «сюда нужен квадрат», «ура, прошел», «нет, не подходит» и так далее.
  • поощрять все попытки маленького исследователя теплыми словами и улыбкой;
  • ни в коем случае не ругать ребенка, если у него что-то долго не получается.
  • малыша можно оставить один на один с игрой только тогда, когда он поймет суть процесса и научится хорошо справляться хотя бы с одной фигурой.

Делаем сортер для малышей своими руками

Первый сортер для малыша необязательно покупать, мама легко может сделать его своими руками. Варианты:

  • пластмассовые емкости разного размера (стаканчики, чашки), которые можно вкладывать одна в другую;
  • коробки или ведерки разного цвета, размера и соответствующие им игрушки;
  • большая коробка с прорезанными отверстиями, по форме подходящими под большие, средние, маленькие мячики и кубики;
  • несколько разноцветных корзинок или ведерок, в которые можно складывать детали «Лего» или небольшие игрушки того же цвета.

Таким образом, сортер – это простая, но невероятно полезная для развития ребенка игрушка, которую легко смастерить самостоятельно. Сортировать можно все, что угодно, только важно выбирать достаточно крупные предметы, чтобы малыш не смог их проглотить.

Сортер — одна из самых популярных развивающих игрушек. Вариантов сортеров очень много: плоские и объемные; на сортировку по цвету, форме, размеру; на сортировку простых форм и сложных и т.д. Сортер можно купить или сделать самому. Игра в сортер предполагает подбор фигуры к отверстию. Вроде бы ничего сложного: сиди и подбирай. Но для некоторых детей, среди которых оказался и мой сын, это занятие может оказаться довольно скучным. Что же делать? Добавить сюжет и превратить взаимодействие с сортером в настоящую игру.

Сортер как конструктор

Строим дом из сортера

Когда сортеры-кубики только появились у нас, мы редко играли ими в форме кубика. Чаще всего разбирали сортер кубик на отдельные грани и использовали их как конструктор. Например, строили одноэтажные деревенские домики и многоэтажные городские дома. Процесс подбора фигурки в отверстие обыгрывали по-разному:

  • вешали в домиках шторы на окна;
  • жители искали свои домики / квартиры.

Чтобы играть было интереснее, на поверхности деталей приклеила глазки. Фигурки ожили, заговорили, стали комментировать процесс поиска квартиры для них: «Нет, нет. Это не моя квартира. Я круглый, а в этой квартире углы да углы» (сын пытался поставить круглую деталь в треугольное отверстие).

Подбирая детали к отверстиям, не забывайте проговаривать цвет и форму деталей (отверстий). Но со временем это надоест, тогда можно описывать детали, используя свою фантазию. Так деталь в форме полумесяца будет похожа не только на месяц, но и на улыбку и на срез яблока, от которого откусили большой кусок. А деталь в форме трапеции будет похожа на шоколадную конфету из коробки и на мамину сумку.

Строим транспорт из сортера

Еще из граней кубика-сортера строили поезда, корабли, самолеты. Укомплектовывали их пассажирами — детальками.

Если у вас найдется два похожих сортера, устройте соревнование: кто быстрее построит дом или рассадит пассажиров поезда по местам.

У нас два маленьких кубика-сортера. В одном цвет граней и подходящей детали одинаковые, в другом — разные. С первым сортером малышу играть легче, так как можно ориентироваться и на цвет, и на форму одновременно. Второй сортер сложнее. Двумя такими сортерами можно обзавестись, если у вас дети с небольшой разницей в возрасте: старшему даете сортер посложнее, младшему — сортер полегче. Попробуйте дать старшему грани и детали от двух сортеров вперемешку, пусть попробует разложить детали по местам. Если эта задача окажется сложной, разделите вместе грани и детали на несколько кучек по какому-нибудь признаку. Так вы разобьете сложную задачу на несколько маленьких подзадач, справиться с которыми малышу будет намного легче. Разбивать детали на кучки можно, например, вот так:

  • в одной кучке детали без углов (круги, полукруги, полумесяцы), в другой — детали с углами;
  • в первой кучке детали без углов, во второй — детали с тремя углами (треугольники), в третьей — детали с четырьмя углами (прямоугольники, квадраты, ромбы, параллелограммы), в четвертой — детали, в которых много углов (звездочки, шестиугольники и прочее).

Такой прием разделения может оказаться полезным и в тех случаях, когда малыш играет с большим сортером. Например, у нас есть куб-сортер с 3 отверстиями на каждой стороне, итого 18 отверстий и 18 цветных деталей. Найти нужную деталь среди такого количества малышу сложно. Разделите детали на кучки, обговорите с малышом, какая деталь ему сейчас нужна (круглая — некруглая, с 3-мя или 4-мя углами, с большим числом углов), выберите кучку, а дальше малыш уже справится сам.

Строим дорогу из сортера

Не секрет, что в России дороги не очень хороши. Выбоины, ямы, колдобины не редкость. Дороги нужно чинить — ставить на ямы заплатки. Дорогой с выбоинами вполне может стать плоский сортер, а детали от него станут теми самыми заплатками, которые позволят починить дорогу.


Сортер как угощение

Одной из самых любимых игр у сына была игра в угощение. Кого и чем мы только не угощали. Однажды подошла и очередь сортера.

Мы открыли кондитерский магазин, но не простой, а такой, где каждый посетитель может сделать себе пирожное или торт сам. Что для этого нужно? Выбрать корж и подобрать нужный крем. В качестве коржиков для пирожных мы использовали сортеры небольшого кубика сортера с одной прорезью, а грани кубика-сортера побольше с тремя отверстиями на одной стороне стали коржами для торта.

Посетителями нашей кондитерской мастерской стали мягкие игрушки. За пирожными они выстроились в очередь. По очереди выбирали для своего пирожного корж и добавляли подходящий по форме крем. Чтобы немного усложнить сыну задачу, порой я подкладывала к фигуркам, изображающим крем, лишние детали из другого сортера.

Сортер на почте

Похожим образом мы играли в почту. Мягким игрушкам раздавали извещения — стороны сортера. Глядя на прорезь, сотрудник почты (малыш или другая мяслучахгкая игрушка) выдавал посетителям посылки.

Но на почте посылки не только выдают. Когда на почту привозят посылки, их сначала сортируют — для того, чтобы потом посылку можно было легко найти. Мы сложили все детали от сортера в грузовик и доставили на почту. Выгрузили и расположили по местам — надели детали-посылки на соответствующие штырьки.

Сортер на конфетной фабрике

Детали сортера своей формой действительно напоминают конфеты из коробки. Разложите стороны кубика сортера в пустой коробке из под конфет и поручите малышу ответственное задание — разложить конфеты-детали каждую на свое место, чтобы не растерялись при перевозке. Когда малыш справится с этим заданием, по желанию упакуйте коробку с конфетами в пищевую пленку, погрузите в машину и доставьте по назначению — папе, бабушке, мягкой игрушке или в магазин.

Если пустой коробки из-под конфет у вас нет, но есть кубик-сортер с несколькими прорезями на одной стороне, грани такого сортера сами по себе станут отличными коробками конфет. Только следите, чтобы при доставке конфеты и прорезей не выпали.

Сортер в ресторане

Пусть малыш станет официантом, а вы — посетителем кафе или ресторана. Нарисуйте меню — на листе бумаги обведите детали сортера. Для достоверности игры вы даже можете вложить листочек с меню в толстые корочки — согнутый пополам лист картона. Меню можно оформить и в виде книжечки.

Заказы с подбором блюд по форме

Рассматривая меню, как в настоящем кафе, вы выбираете блюдо или напиток — деталь. Задача официанта — аккуратно, чтобы ничего не уронить, принести вам выбранное блюдо, на специально подобранной тарелочке. С малышами заказывайте по одному блюду и постепенно увеличивайте количество блюд.

Если у вас сортер небольшого размера и детали в нем держатся, малыш может нести тарелочку с блюдом или напитком (грань кубика с вставленной в него деталью) прямо на ладошке. Если детали в прорезях сортера не держатся, а проваливаются вниз, положите деталь на поднос, большую тарелку или разделочную доску, а потом уже приносите заказ.

Пока официант несет вам ваш заказ с кухни, пофантазируйте, что же это может быть: например, овальная в сечении деталь может стать тарелкой с супом, квадратная — вторым блюдом, круглая — чашкой чая, треугольная — куском торта на десерт.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Когда малыш научится находить последовательно несколько деталей, можно начать использовать грани сортера с несколькими прорезями на одной стороне. Обыграть такое блюдо можно очень интересно: например, это может быть отбивная, картофель и зеленый горошек или салат из моркови, огурца и зеленого горошка.

Заказы с количеством

Удобно заламинировать меню пленкой или скотчем. Тогда в меню выбранные блюда можно обводить или ставить напротив них галочки маркером для белой доски или водосмываемым фломастером. А можно рядом с блюдом писать количество. Тогда малышу-официанту, чтобы выполнить заказ, придется не только найти детали нужной формы, но и положить на тарелочку нужное их количество.

В игре на фото выше на карточках меню в углу написано количество (на фото выделено синими овалами), которое есть на кухне. Посетитель ресторана — белый медвежонок делает заказ: выбирает форму и называет количество (на фото выделено красными овалами). Причем количество не должно быть больше, чем есть на кухне. Этот момент в игре я сыну всегда активно комментирую: «Мишка хочет заказать 4 штучки. Но посмотри на ограничение в уголке: на кухне есть всего 3. Сколько тогда мишка может заказать?» Если малыш умеет писать, он может записать заказанное посетителем количество блюда сам.

Заказы с самостоятельным подбором блюда по количеству

А в этом варианте игры официанту нужно было принести нужное количество деталей одинаковой формы. Но прежде чем складывать блюда на тарелку, официанту придется сначала подумать, какие детали выбрать для каждого заказанного количества, исходя из остатков блюд на складе.

Если малыш затрудняется с подбором блюд к заказанному количеству, когда блюд несколько, делайте заказ по одному блюду и подпишите количество блюд на кухне. Постепенно малыш поймет, что подбор блюд нужно начинать с самого большого количества.

Также игра станет сложнее и веселее, если путь от кухни до вашего столика станет извилистым: можно выложить кривой путь веревкой или устроить настоящую полосу препятствий с перешагиванием кубиков, обходом стульев и т.д.

Сортер и фантазии

Сортер и волшебный мешочек

Вы играете или играли с малышом в волшебный мешочек? Тогда настало время спрятать в него детали от сортера. По очереди вытаскиваем детали из мешочка, и придумываем, на что они похожи. Например, треугольная деталь похожа на крышу дома, а прямоугольная — на его основную часть, деталь — параллелограмм похожа на желе-дрожалку, а круглая желтая деталь — на солнышко и т.д.

Если вы играете в кругу с несколькими детьми, можно играть по другому. Игрок вытаскивает деталь из волшебного мешочка, говорит, на что она похожа, и передает дальше. Следующий игрок говорит свое сравнение и передает дальше и т.д. Повторяться нельзя. В итоге деталь остается у того, кто назвал последнее сравнение. Когда мешочек опустеет, — посчитайте количество деталей у игроков. У кого деталей больше — выиграл.

Сортер как мозаика

Наверняка, вы знаете и игру-танграм: из деталей разной формы нужно составить фигурку. Из деталей сортера тоже можно составлять фигурки и даже сюжеты. Начните с простого: с двух деталей. Постепенно увеличивайте количество деталей: 3, 4, 5, 6. Попробуйте составить не одну фигурку, а две или три. Придумайте, как фигурки будут связаны между собой. У вас получится сценка, зарисовка. По такой сценке можно даже придумать целую историю.

Если малыш пока затрудняется составлять фигурки из деталей сортера, делайте это сами на его глазах. Можно сделать схему (обвести детали) и попросить малыша собрать фигурку по ней.

Сортер и сочинение историй

Кстати, об историях. В предыдущей игре, вытаскивая детали и волшебного мешочка, не просто сравнивайте их с чем-то, а придумайте небольшую историю. Можно даже дать деталям смешные имена: рогатый Месяц, толстушка Трапеция, Остроугольный треугольник и т.д. У нас однажды получилась вот такая история.

Вечер. На небе появился рогатый Месяц. Он посмотрел вниз и загрустил:
Вдруг к остановке подъехал зеленый автобус. Он задумчиво открыл двери и тоже: загрустил:
— Никого! Никогошеньки! Скучно…
Месяц заметил автобус и предложил:
— Давай ездить вместе! Вместе веселее. И я буду освещать тебе путь…
Согласился автобус. И стали они ездить по ночному городу вдвоем: месяц впереди, автобус сзади, а тут и пассажиры в автобус зашли: толстушка Трапеция и юморист Треугольник. Совсем весело стало! И звезды на небе вдруг стало видно.

Сортер и геометрия

Вернемся от фантазий к обыденному — к изучению геометрических фигур. Наверняка, играя с сортером, вы называете малышу фигуры. Трогая детали, пытаясь протолкнуть их в отверстие, малыш пропускает это знание через руки и хорошо усваивает. Но скучно же делать каждый раз одно и то же! Давайте попробуем пропустить знание о геометрических фигурах через руки немного по-другому.

Сортер и обводилки

Возьмем грани от сортера-кубика, лист бумаги и ручку, карандаш или фломастер. Или сразу несколько карандашей или фломастеров. Обведем прямоугольное отверстие на грани — на листе бумаги оставит свой след прямоугольник, обведем треугольное отверстие — получим след от треугольника. И так снова и снова с одним, двумя или большим числом разных отверстий. Что может получиться?

  • Чьи-то следы: попробуйте посчитать, кто из фигур оставил больше следов.
  • Какой-то предмет (если располагать следы осмысленно).
  • Абстрактная картина(в дальнейшем ее можно раскрасить).

Вы можете предложить малышу обвести и сами детали от сортера. Но, на самом деле, это не очень удобно.

Сортер и шнуровка

Из сортера-кубика может получиться отличная шнуровка для малышей. Детали сортера-кубика в этой игре не используются, используются только грани кубика. Вы говорите фигуру — малыш ищет соответствующее отверстие и пропускает через него шнурок. Для малыша старше 4-х лет можно сделать инструкцию — последовательность фигур, через которые ему нужно пропустить шнурок. Пусть попробует выполнить инструкцию от начала до конца.

Детали от сортера отлично подойдут и для домашних игр с кинетическим песком. Пусть малыш станет поваром-кондитером. Раскатайте кинетический песок скалкой или разровняйте толкушкой для пюре и начинайте печь печенье — ставить отпечатки или, если фигурки у вас крупные, вырезать фигурки.

Если занимаетесь математикой, можно давать малышу заказ на выпечку — форму печенья и количество.

Понравились идеи игр? Сохраните статью на стену своей социальной сети, чтобы другие мамы тоже могли о них узнать.

Обычно сортеры рекомендуют для детей от года или полтора. Бывает такое, что дают малышу сортер, а он не вызывает интерес и ребенок отказывается играть с ним, а спустя полгода с огромным удовольствием принимает игрушку. Рассмотрим подробнее каждое направление в развитии детей при играх с сортером.

Логическое мышление

Ребенок, играя с сортировщиком, развивает свое логическое мышление, благодаря подбору одинаковых фигур по форме, цвету, названию и прочее. Сначала ребенок не понимает, что в отверстие для круга не подходит треугольник, затем методом подбора карапуз находит нужную фигуру. В дальнейшем процесс сортировки не будет занимать у ребенка много времени. Мамочкам рекомендуем для начала показать ребенку, что нужно делать. Нелишним будет дать подсказку непоседе.

Цветовое и формовое восприятие

Благодаря игрушкам-сортировщикам малыш развивает представления о различных формах и фигурах. Во время игры формируется представление и запоминание основных цветов. Ребенку можно поставить задание подобрать одинаковые цвета для вкладыша: сначала кроха отсортирует детали по цвету, затем вложит в отверстия сортировщика. Не забывайте быть рядом и помогать малышу.

Понятия о геометрических фигурах

Большинство сортеров состоят именно из геометрических фигур: круга, квадрата, ромба, треугольника. Обязательно играя с ребенком, произносите названия выбираемых фигур, чтобы маленький человечек быстрее их запомнил.

Развитие моторики рук

Сортер - одна из многих игрушек, которая формирует последовательность движений малыша и выступает в качестве пальчиковой гимнастики. Психологи давно доказали, что развития моторики напрямую связано с дальнейшим развитием речи у детей.

Понятия об окружающем мире

Сортируя фигуры по видам животных, транспорту, предметам обихода и прочие, ребенок развивает свой кругозор. В свою очередь, во время игры рекомендуем подробнее объяснить ребенку о каждой фигуре и ее значении.


Сортер – игрушка увлекательная и полезная для развития ребенка и чтобы такая игрушка действительно радовала ребенка, перед походом в магазин нужно побольше узнать о ней.

Первое знакомство

Состоит из двух основных составляющих – это емкость с отверстиями разной формы и размера, а также несколько фигурок-вкладышей, каждая из которых соответствует какому-то одному отверстию. Перед малышом стоит непростая задача – найти для каждой фигурки ее собственное окошечко.

Сортер – хорошая развивающая игрушка, которая способствует развитию у ребенка внимания, усидчивости.

Соотнося фигурки с прорезями, малыш учится наблюдать, сравнивать, анализировать, благодаря чему происходит развитие логики, мышления, памяти, элементарных математических способностей. Вкладывание фигурок в соответствующие по форме и размеру отверстия развивает и тренирует глазомер, мелкую моторику, ловкость, точность, скоординированность движений руки и пальцев, что, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта. В процессе игры дети знакомятся с различными геометрическими формами, цветом и размером предметов.

Малышам предлагаются сортеры из разных материалов – пластика, дерева и даже текстиля. Пластиковые и деревянные сортеры представлены более широко.

Мягконабивные сортеры чаще встречаются среди игрушек для самых маленьких: такой сортер легкий, мягкий, приятный на ощупь, об него нельзя случайно удариться, а если малыш упадет на него, игрушка просто сомнется, не причинив вреда ребенку.

Правильный выбор

Какой же сортер выбрать? В данном случае важнее, не из чего сделана игрушка, а как и для какого возраста. Общие же правила, характеризующие хороший во всех отношениях сортер, таковы:

  • Каждому отверстию – только одна фигурка. Если фигурку можно вложить в разные отверстия или в одно отверстие пройдут сразу все фигурки, смысл игрушки теряется: ребенок не научится подбирать и сортировать фигурки по форме и размеру. Особенно это относится к сортерам с текстильными фигурками, которые при желании можно смять и протолкнуть в «чужое» окошечко.
  • Отверстия в сортере должны соответствовать размеру фигурок. Правильно подобранная фигурка должна свободно, без особого усилия со стороны малыша, проходить в свое отверстие, ни за что не цепляясь и не застревая. Исключение составляют сортеры, фигурки которых малыш забивает внутрь молоточком – здесь карапузу, конечно, придется потрудиться.
  • Сортер по сложности и исполнению должен соответствовать возрасту ребенка, а конструкция игрушки должна быть безопасной.


Для самых маленьких

Игрушка-сортер ориентирована на детей в возрасте от 12–18 месяцев до 3 лет. На некоторых сортерах стоит маркировка «от 6 месяцев и старше» («6m+»). Но, конечно же, надо реально оценивать способности ребенка; в этом возрасте он еще не может не только сортировать, но и вкладывать фигурки в отверстия, поэтому сортер если и используется, то, скорее всего, не по своему прямому назначению: малыш играет либо отдельно с фигурками, либо отдельно с емкостью, особенно если она сочетает в себе функции другой игрушки. Например, сортер может быть представлен в виде фигурки животного – черепашки, бегемотика, слона; в виде игрушки-каталки – машинки, автобуса, корабля на колесах; в виде неваляшки, пирамидки или юлы. Сортеры входят в состав игровых панелей и центров с множеством других развивающих элементов – крутилок, передвигалок, гремелок, звенелок и т. п.

Электронным сортером можно играть просто как с яркой музыкальной игрушкой. С сортерами для ванной – водоплавающими или прикрепляющимися на присоске к бортику ванны – малышам нравится купаться.

А вот первый осмысленный интерес именно к сортировке и вкладыванию предметов в сортер дети начнут проявлять примерно с 9–10 месяцев. Главное – выбрать в магазине и предложить крохе «правильную» модель этой замечательной игрушки, уровень сложности которой соответствовал бы его навыкам и умениям.

Лучше меньше, да лучше . Оптимальное количество фигурок и, соответственно, отверстий в сортере – не более 3–4. Сортеры с большим числом деталей (8, 10 и более) оставьте «на вырост», а пока такое обилие будет только отвлекать и рассеивать внимание малыша, из-за чего ему труднее будет сосредоточиться на решении игровой задачи, сложнее – запомнить и усвоить новую информацию.

Понятная форма . Обратите внимание на сами фигурки. Для первого знакомства лучше выбрать простые геометрические формы, заметно отличающиеся друг от друга визуально. Круг и квадрат, шар и куб, треугольник и крест – эти фигурки не перепутаешь друг с другом. А вот отличить, например, квадрат от ромба, шестиугольник от восьмиугольника, звездочку от цветочка для малыша может оказаться затруднительно. Из-за этого чаще будут случаться ошибки с попаданием в цель, результатом которых могут стать недовольство, потеря интереса и отказ от игры.

Все перед глазами. Малыши пока не могут удержать в голове много информации, особенно новой. Поэтому им будет легче заниматься с сортером, все отверстия в котором расположены на одной стороне. Причем самым маленьким удобнее вкладывать фигурки в прорези, сделанные не в боковинах сортера, а сверху: в крышке ведерка, в крыше (а не в стенках) домика, в панцире черепахи, в шляпке гриба и т. п. – так фигурки падают сверху вниз, реже застревают и не огорчают тем самым малыша. Сортеры, отверстия в которых проделаны по всему периметру, малыш не сразу сообразит повернуть нужной стороной к себе. Поэтому для первых игр с таким сортером малышу понадобится помощник.

Поиграйте вместе с крохой, понаблюдайте за тем, какую фигурку он взял в ручку, после чего поверните сортер, подставив его ребенку «правильной стороной» с нужным отверстием. Решив сложную логическую задачку и отправив очередную фигурку вглубь сортера, малыш будет очень рад и доволен собой. Маме, конечно же, нужно его похвалить, это придаст ребенку уверенности, и он с удовольствием продолжит игру.


Фигурки для игры

Фигурки-вкладыши можно не только сортировать и вкладывать в сортер. Ими можно играть и отдельно, что особенно актуально для самых маленьких детей, которые только-только осваивают новую и пока довольно сложную для них игрушку. Фигурки-погремушки гремят и звенят при встряхивании. В одном наборе могут быть собраны фигурки из разных материалов – пластиковые, деревянные и мягконабивные из тканей различной фактуры.

Малыш на ощупь сравнивает фигурки, отмечая для себя их различия: твердые, мягкие, гладкие, шершавые, теплые, холодные и т. д. Касание и ощупывание различных поверхностей и материалов способствует развитию у ребенка тактильной чувствительности. Фигурки сортера могут собираться в башенку, фиксируясь друг на друге с помощью пазов-защелок. И даже самые простые фигурки подойдут для игры вне сортера. Их можно использовать как формочки для игр с песком и водой, дети постарше находят им применение в своем творчестве: для рисования – в качестве штампов (рисуем красками) и трафаретов (обводим карандашом), для лепки – как формочки для пластилинового печенья. Ну а кроме того, фигурки служат кукольной посудкой или грузом для игрушечных грузовиков.

С подсказками – легче . В сортере для самых маленьких такие подсказки придутся весьма кстати, с ними малышу будет проще освоить главные принципы игры: сортируй – и вкладывай.

Каждая фигурка может быть соединена со своим отверстием пластиковым гибким шнуром. Его длина позволяет попробовать вставить фигурку и в соседнее отверстие, но, увидев тщетность таких попыток, карапуз неизбежно вернется к правильному окошку. Кроха пока еще неловкий, он только учится вкладывать предметы в отверстия; привязанная фигурка в процессе игры не упадет, не укатится от него под диван и не потеряется. Если потянуть за шнур, фигурка легко вытаскивается наружу и можно вновь продолжать игру.

Под или над отверстием может быть изображена правильная фигурка в виде рельефа, рисунка или наклейки – малышу останется просто отыскать точно такую же, чтобы отправить ее внутрь сортера.

Контур отверстия может совпадать по цвету с соответствующей фигуркой – заострите на этом внимание ребенка. Каждый раз, когда он берет в руку фигурку, проговаривайте ему, какого она цвета: «Зеленый круг кладем в зеленое окошко, а желтый квадрат – в желтое». Сортировка фигур не только по форме, но и по цвету поможет малышу легче запомнить основные цвета.

Звуковые подсказки прокомментируют действия игрока. Если фигурка подобрана неверно, она не проходит в отверстие и сортер молчит. Если фигурка вставлена в сортер правильно, она проваливается внутрь, и малыш слышит, в зависимости от модели игрушки, похвалу, аплодисменты, проигрыш музыкального фрагмента. «Умные» сортеры голосом называют ребенку форму фигурки (круг, треугольник, цветок, звезда) или ее цвет (красный, синий, желтый). А если фигурка-вкладыш представлена в виде животного, то сортер может не только сказать малышу, что это слон, собака или курочка, но и показать, как тот или иной персонаж «разговаривает» – раздается соответствующее звукоподражание. Выбирая озвученный сортер, стоит обратить внимание на наличие следующих удобных опций: выбор звуковых эффектов (голос диктора, голос животного или музыка), регулировка громкости (обычно два положения – громче и тише), беззвучный режим – многозвучье в больших количествах тоже утомляет, поэтому иногда хочется и «тихих» игр.

За звуковые эффекты отвечает электронный блок игрушки, который помимо прочего может активировать еще и иллюминацию – при правильном попадании в цель на сортере загораются разноцветные огоньки. Электронные сортеры работают от батареек, которые, как правило, не входят в комплект, а продаются отдельно.

В сортере с прозрачным корпусом малышу видно, куда деваются фигурки, как они падают, как перемещаются внутри сортера при его встряхивании.

Музыкальный сортер «Веселый горшочек» включает в себя несколько звуковых режимов, световые эффекты, когда горшочек «варит кашу» из вставленных в него фигурок, то слегка покачивается из стороны в сторону, вызывая смех малыша.

Фигурки-вкладыши развивающей музыкальной игрушки-каталки «Автошки» – настоящие трансформеры.

В собранном состоянии это обычные геометрические фигуры: звезда, круг, квадрат, треугольник, сердечко. Но если нажать на маленькую кнопочку, фигурки трансформируются в забавных персонажей: квадрат – в слона, треугольник – в рыбку, круг – в уточку и т. д. Легким сжимающим движением руки зверюшек можно опять превратить в геометрические фигурки. Сортер произносит название вкладываемых фигурок в зависимости от режима «животные» или «геометрия».

Малышам интересны сортеры, фигурки в которые не просто вкладываются, а забиваются внутрь молоточком – это одновременно и шумно, и весело! Забивая цветные колышки в отверстия определенного цвета с одной стороны платформы, малыш получает забавную гусеницу. Проделывая то же самое с другой стороны платформы, малыш «собирает» нарисованные воздушные шары, каждый из которых помечен определенной цифрой.

Входит, и выходит! Выбирая сортер, обязательно обращайте внимание на то, сможет ли малыш самостоятельно доставать из него фигурки или маме придется все время спешить на помощь своему чаду и тем самым прерывать процесс его самостоятельной игры.

В этом плане удобны сортеры с откидной крышкой – ребенок легко ее поднимает, вытаскивает или высыпает фигурки и может начинать игру заново. К крышкам на защелке или молнии (в текстильных сортерах) малышу еще придется приспособиться. Гораздо сложнее обстоят дела со съемной крышкой: – у крохи не всегда хватит силы ее снять, а затем надеть, к тому же крышка иногда теряется среди игрушек. То же самое касается и разборных сортеров: располовинив корпус и высыпав фигурки, малыш вряд ли сумеет собрать его в том же порядке.

Сдвижная крышка – хороший вариант, если только крышка не вынимается из пазов полностью – иначе ребенок не сможет самостоятельно вставить ее обратно. В некоторых моделях «выход» представляет собой одно большое окошко, спрятанное за шторкой где-нибудь на задней части сортера. С одной стороны, это удобно: малыш просовывает в отверстие руку и достает из сортера фигурки. С другой стороны – хитрые карапузы легко превращают «выход» во «вход», запихивая в него все фигурки подряд. Весело, но смысл игры, увы, теряется.

Сортеры с «волшебной» кнопкой просты в «управлении», за что и нравятся детям. При нажатии на большую цветную кнопку фигурки сами выпрыгивают из игрушки – и легко, и забавно!

Для ребят постарше

Освоив с малышом самые простые модели сортеров, можно переходить на следующий уровень сложности.

Сортер-домик с ключиками. Для самостоятельной игры такая игрушка станет доступной примерно к двухлетнему возрасту. Обычно сортер выглядит как сказочный домик-теремок, в котором «живут» разнообразные зверюшки, причем каждая из них – в своей собственной отдельной комнатке: внутри сортер разделен на несколько отдельных ячеек. Попасть в свою комнатку персонаж сможет только через свой вход – одно или два отверстия, например одно верхнее – на крыше и одно боковое – в стене. Конечно, каждое отверстие по форме, цвету и размеру соответствует только одному персонажу, поэтому зайка не сможет попасть в комнатку медведя и наоборот. Чтобы извлечь фигурку из домика, малышу предлагается соответствующим ключом открыть дверцы комнаток – в зависимости от размера сортера их может быть от одной до шести. В одних моделях сортера этот ключ универсален – открывает все дверцы. В других – каждый ключ уникален и подходит только к своей дверце. Чтобы ключики не потерялись, они собраны на одно кольцо-связку. В качестве подсказки для ребенка выступает цвет: фигурка-зверюшка имеет тот же цвет, что и дверца в комнатку, в которой она «живет», а ключ – тот же цвет, что и дверца, которую он открывает.

В некоторых моделях сортеров ребенку нужно подобрать ключик той же геометрической формы, что и замочная скважина в дверце. Это усложняет задачу, но делает игру более интересной.

Сортер с вкладышами-цифрами . Такую игрушку стоит вводить в обиход ребенка тогда, когда он начнет знакомиться с понятием «счет». Конечно, в 2–3 года речь не идет об обучении грамотности. Однако уже и в этом возрасте дети на вопрос «Сколько?» (фигурок, кубиков, пальчиков) могут отвечать: «Один, два, три, много, мало». Покажите малышу, какой цифрой обозначается то или иное количество предметов, поиграйте с ним и посчитайте, например, количество глаз, носов и ртов на лице, рук и ног у мамы, хвостов у любимого кота и т. д. Полученные новые знания закрепляются отысканием среди фигурок правильной цифры и вкладыванием ее в окошко сортера.

Правила безопасности

Чтобы избежать детских слез, а то и беды, выбирая ребенку новую игрушку, нужно протестировать ее на предмет безопасности. В частности в сортерах следует обращать внимание на следующие основные моменты:

  • Размер фигурок-вкладышей должен быть таким, чтобы ребенок не мог засунуть фигурку вместо сортера себе в рот – это очень опасно! К тому же достаточно крупные фигурки малышу будет удобнее брать, держать в руке, манипулировать ими. Оптимальный размер вкладышей – примерно 5–6?см.
  • Отверстия в сортере также должны иметь безопасный размер и форму, чтобы в них не мог застрять детский пальчик или кулачок.
  • Края прорезей должны быть абсолютно гладкими, без зазубрин, и притупленными: об острые края отверстий кроха может поцарапать свою ручку.
  • Крышка должна быть легкой и без замысловатых замочков, чтобы, играя с сортером, доставая из него фигурки, малыш не мог прищемить себе пальчики.
  • На сортере не должно быть торчащих и острых деталей и уголков, о которые ребенок мог бы оцарапаться или уколоться.
  • Все декоративные и игровые элементы, особенно мелкие, должны быть надежно закреплены на сортере и его фигурках, чтобы ребенок не смог их случайно или специально отломить, оторвать, откусить – это касается игрушечных глаз и носов, бусин, колечек на счетах, объемных наклеек, кнопок телефонов, стрелок на часах и т. п.
  • Качественные игрушки не линяют и не окрашивают руки в процессе игры и мытья, не имеют стойкого неприятного «химического» запаха.
  • Лучше отдавать предпочтение известным торговым маркам: надежные производители гарантируют качество своей продукции и материалов, из которых она изготовлена.

Всегда хочется купить для своего малыша игрушку, которая будет ему по?настоящему интересна. У сортера для этого есть все шансы. К тому же, с этой развивающей игрушкой можно играть не только дома, но и на улице, а в дороге сортер поможет малышу скоротать время и сделать путешествие увлекательным и полезным.

Возможно, вам будут интересны статьи

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лошадка (подробный мастер класс и выкройки) Тильда лошадь выкройка Лошадка (подробный мастер класс и выкройки) Тильда лошадь выкройка Колядование и Рождественская звезда (мастер-класс) Колядование и Рождественская звезда (мастер-класс) Опыты по энергосбережению Энергосбережение долгосрочный проект в доу Опыты по энергосбережению Энергосбережение долгосрочный проект в доу