П меньшикова дикие животные ежи. Составление рассказа по картине"ежи" старшая руппа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.

Занятие 6. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в подборе слов, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое?).

«Сегодня новое задание, – говорит педагог. – Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохнатые – это кто, что? Масляный, масляная может быть…»

Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Сообщает, что они недаром вспоминали все крылатое, мохнатое и масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки«Крылатый, мохнатый да масляный».

Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого содержания: «Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (Плохо.) Да, правильно, бедой для всех это „кивание на других“ обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.) Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.)

Коль так случилось, делать нечего: „Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому“», – напоминает педагог одну из заключительных фраз сказки.

Дети негромко повторяют концовку сказки: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2–3 отрывка.

Занятие 7. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель. Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить, какие правила поведения им уже известны. Объясняет, что любые обращения к незнакомым людям за помощью следует начинать с волшебных слов простите или извините (не принято говорить: «Я извиняюсь»).

«Представьте себе, что вы куда-то идете, не зная дороги. Придется обращаться к прохожим», – говорит педагог.

Два-три ребенка изображают прохожих, а двое детей, помогая друг другу, расспрашивают их:

– Простите, как найти улицу Веселую (как быстрее пройти на улицу)?

– Прямо, а потом около желтого дома налево.

– Большое спасибо.

Если необходимо, воспитатель подсказывает, о чем можно еще спросить и что нужно ответить.

Затем педагог вызывает других детей. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Во второй части занятия педагог знакомит детей со стихотворением Романа Сефа «Совет». Предварительно он напоминает ребятам о том, что и в старшей группе дети иногда ссорятся, а это «очень опасно»: сразу появляются обида, грусть, раздражение.

Поссорились

Чашка и блюдце,

Они разобьются,

В кухне, на полке,

Будут лежать

Не ссорься напрасно -

Воспитатель произносит выделенные слова, а дети продолжают стихотворение. Для того чтобы дети запомнили стихотворение, они повторяют его 2–3 раза. Педагог показывает, как можно по-разному прочитать первые четыре строки.

Далее стихотворение читают двое детей, а слушатели в корректной форме высказывают свои впечатления («Мне показалось, что…», «Пусть Оля не обижается, но Наташу было интереснее слушать», «Может быть, я не прав, но…»).

Педагог напоминает детям, как своей оценкой не обидеть сверстника.

Конспект ООД

По развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается , колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия

Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

Как вы догадались, что это еж?

Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик ), мама -… (ежиха ), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

Садитесь на стульчики.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

Значит, какая она мама?

Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний

Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться в рост.

Шагать на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?

  • Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие.
  • Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Послушайте, ребята мой рассказ:

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.

Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.

Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.


Анна Виноградова
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Рассказывание по картине «Ежи»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация»

Цель : помочь учить детей составлять рассказ по картине , с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.

Задачи :

«Коммуникация»

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

- развивать у детей словарь : прилагательные (колючий, недотрога, глаголы (действия) ;

Упражнять умению сравнивать иголку для шитья и иголкой ежа;

Закрепить правильное произношение звуков Ч и Щ;

Учить различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с Ч и Щ, выделять эти звуки в словах.

Материал :

Картина «Ежи» (серия «Дикие животные» , автор П. С. Меньшикова); картинки : ёжик, иголка, мяч, кисточка, щётка, щука, часы, щит, щенок, чайник, чемодан, чашка.

Методические приёмы :

Практические : игра;

Наглядные : показ, рассматривание ;

Словесные : объяснение, вопрос.

Предварительная работа :

Беседа на тему : «Кто такой ёжик?» .

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку о еже :

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной.

(Н. Артюхова)

Показать предметную картинку ежа . Почему сказано, что ёж – недотрога? (Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий, можно уколоться, его нельзя взять голыми руками). Зачем ежу нужны иголки? (Чтобы защищаться от лисы, волка, прятаться от неприятностей) . Чем питается ёж? (Мышами, червячками, жуками, корнями деревьев) . Как вы думаете, как попали ежу на спину яблоко, гриб и груша? (Упали с дерева, кто-то помог положить на спину) . У ёжика лапки маленькие, коротенькие, он сам не может что-то положить на спину.

Пальчиковая игра.

Приготовили пальчики, сжали их в замок.

Ёжик, ёжик, чудачек,

Сшил колючий пиджачок.

Хочет с нами поиграть,

Выставляется картина «Ежи» . Рассмотрите внимательно , что нарисовано на этой картине ? (Ежи, ежиха с ежатами) Какое название можно дать этой картине ? (Ежи) Как можно назвать маму ежат? (Ежиха) А её деток? (Ежата)

Где находятся ежиха и ежата? (В лесу) А что они тут делают? (Живут,

гуляют). Какое время года на картине ? (Лето) А как вы догадались? (Потому что травка зеленная, ягоды растут, деревья зелёные) А что делают ежата? (Один ёжик пьёт воду, другой смотрит на лягушку, а третий внимательно

смотрит на жука) Что делает ежиха? (Наблюдает за своими ежатами) Как вы думаете, что они будут делать потом? (Пойдут домой, пойдут в гости)

Воспитатель даёт задание придумать рассказ по этой картине , использовав в нём слова, которые только что говорили о еже. Напоминает эти слова (колючий, недотрога и т. д.) Каждый должен придумать свой рассказ . После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя (У кого рассказ был самый интересный)

После высказываний детей воспитатель подводит итог (Рассказ интересный , короткий, законченный)

Воспитатель предлагает составить коллективный рассказ . Вызывает троих детей, предлагает им договориться : кто будет начинать, кто продолжать и кто заканчивать. Выполнив задание, дети отвечают на вопрос, как им интереснее рассказывать : по одному или группой .

Физкультминутка.

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Стоп! Сели!

Травушку покушали

Тишину послушали

Выше, выше высоко

Прыгай на носках легко.

Чем покрыто тело ежа? (Иголками) Да, правильно, тело ёжика покрыто иголками, он колючий. Вы уже знаете загадку про ёжика. Послушайте ещё одну загадку :

Маленького роста я,

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка)

Что это такое? (Про иголку) Чем похожи иголка ежа и вот эта иголка? Показывает иголку для шитья. (Они тонкие, длинные и острые)

А теперь давайте немножко поиграем. Послушайте звуки, - воспитатель громко произносит «ч» , затем также громко «Щ» . Какой звук вы услышали сначала? (Звук «ч» ) А потом какой? (Звук «Щ» ) Ответы хоровые и индивидуальные. А сейчас я буду произносить то звук «ч» , то звук «щ» . когда услышите «ч» , поднимите руку, а когда «Щ» спрячьте руки за спину. Будьте очень внимательны.

На доске развешаны разные картинки (мяч, часы, пчела, бабочка, ручка, щука, щётка, щит, щенок) . Воспитатель спрашивает у детей, что это? (Вопрос ставится по каждой картинке , как всей группе , так и отдельным детям). Какой звук в этом слове «ч» или «Щ» ?

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Где нам эти знания могут пригодиться?

Публикации по теме:

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи и лепке в средней группе «Ежи» Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Кисельнинекая средняя школа» (дошкольные группы) Д. Кисельня Конспект Открытого комплексного.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Ежи» Цель: Формирование умений составлять развёрнутый рассказ по картине. Задачи: Образовательные: Учить по плану составлять рассказ по картине,.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом» Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»(с применением ТРИЗ-технологии).

«Домашние животные». Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Социо-игровая технология «блуждание по картине» Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Социо-игровая технология «Блуждание по картине» Тема: «Домашние животные». Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Зимние забавы» (подготовительная логопедическая группа) Цель занятия: Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине. Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: - Актуализировать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи: учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Учить детей понимать смысл образных выражений в загадках. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Ход занятия.

Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки:

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Мы с вами пришли в лес, посмотрите как тут красиво. Ой,ребята, кто-то спрятался под пеньком. А кто это, нам поможет узнать загадка.

Воспитатель загадывает загадку:

“Колючий недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.”

– О ком эта загадка?
(О еже.)
– Как вы догадались?

Давайте вспомним, как выглядит ёжик.

Дети : он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.

Воспитатель: (уточняет ответы детей). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие с маленькими коготками. Что я еще забыла?

Дети: Колючие иголки!

Воспитатель:

Где живет еж? (в лесу под елкой)

Это дикое или домашнее животное? (дикое)

Чем отличается еж от других животных? (он колючий)

Ваня, спроси ежа, зачем ему иголки.

(Несколько детей задают ежу вопрос: “Ежик, зачем тебе иголки?”)

– Машенька, расскажи, зачем ежу иголки.

(ребенок рассказывает стихотворение)

“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.

– От каких врагов защищают ежа иголки?

(От лисы и волка.)

Дети: Еще он носит на них грибы и яблоки.

Воспитатель: Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму.

Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.

– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).

«Физминутка «Ёж»

Еж спешил к себе домой

Нес запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал

Вдруг он сел и изменился

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

3. Рассматривание картины “Ежи”.

Ребята, вам нравится картина? (Да)

Как бы вы назвали эту картину?

Какое время года изображено на картине? (Лето)

Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)

– Кого мы видим на картине?
(Ежиха с ежатами.)

– Какая мама?
(Большая.)

– Какие детеныши?
(Маленькие.)

– Куда пришли ежи?
(На лесную полянку.)

Что они увидели на полянке?

Чем еще питаются ежи?

Дидактическая игра «Выбери лакомство для ежа»

(он любит грибы, яблоки, ловит мышей)

Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Несмотря на свои короткие лапки, на охоте еж проворен и ловок. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей.

– Зачем пришли ежи на лесную полянку?
(Они пришли поохотиться)

Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)

Почему ежата схватили вместе одного червяка?

Что им сказала мама?

Где же папа-еж? Давайте придумаем, где бы он мог быть?(ушёл на охоту, спрятался за пеньком)

А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперёд и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите. Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину?(ответы детей)

4. Составление рассказа по картине.

– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).

Давайте, сделаем ежику подарки: сделаем ему друзей.

Чтение стихотворения «Невидимка» В. Степанов
С ветки яблоко упало

И по лесу побежало.

Побежало мимо мишки,

Мимо серого зайчишки,

Как же яблоко без ножек,

Убежало?..

Вот вопрос!

Это кто же, это кто же,

На спине его унёс?

Пальчиковая гимнастика (с мячами)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек,

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит

Продуктивная деятельность.

– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает?
(Колючек.) – Поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка.
(Дети, стоя, втыкают палочки в пластилин.)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Шьём простые платья. Как сшить прямое платье. Пышное свадебное платьице, которое шьется быстро и легко Шьём простые платья. Как сшить прямое платье. Пышное свадебное платьице, которое шьется быстро и легко Идеи новогодних поделок из пластиковых бутылок Домик из большой пластиковой бутылки на елку Идеи новогодних поделок из пластиковых бутылок Домик из большой пластиковой бутылки на елку Цвет опала - мерцающее свечение камня Цвет опала - мерцающее свечение камня