Формы пенсионного страхования. Накопительный принцип финансирования трудовых пенсий Трудовая пенсия по старости

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Закона N 173-ФЗ отсылает нас к Закону N 167-ФЗ.
В соответствии со ст. 18 Закона N 167-ФЗ средства бюджета ПФР имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета этого фонда является выплата трудовой пенсии. Бюджет ПФР, в свою очередь, формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 167-ФЗ из:
1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть - в бюджет ПФР;
2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет ПФР;
3) сумм пеней и иных финансовых санкций;
4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Структура трудовых пенсий, установленная Законом N 173-ФЗ, предполагает три составные
части трудовых пенсий:
1) страховую;
2) базовую;
3) накопительную.
Части трудовых пенсий в соответствии с Законом N 167-ФЗ формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога. А финансирование страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Их уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных вознаграждений, положенных работникам за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в ПФР, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14%.
Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:
а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ,
референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;
14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пункт 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Основная функция накопительной части трудовых пенсий - защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. Для этого устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий. А именно отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в ПФР и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в ПФР и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров.
После поступления страховых взносов из ПФР на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета ПФР имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета этого фонда является выплата трудовой пенсии. Бюджет ПФР, в свою очередь, формируется из:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть - в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет ПФР;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, предполагает три составные части трудовых пенсий:

1) страховую;

2) базовую;

3) накопительную.

Части трудовых пенсий формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога. А финансирование страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Их уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных вознаграждений, положенных работникам за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в ПФР, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14%.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий - защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. Для этого устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий. А именно отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в ПФР и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в ПФР и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров.

Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998 года, этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда России.

Базовый объем расходов на выплату государственных пенсий в бюджете Пенсионного фонда определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ", по нормам пенсионного законодательства, без учета расходов на выплату пенсий, исходя из применения индивидуального коэффициента пенсионера, установленного Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также без учета дополнительных расходов на реализацию Федерального закона от 28.03.98 №43-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", некоторых других законодательных актов и указов Президента РФ.

Так, согласно этих правил, была составлена расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год /3/. В Таблице 1 представлены расходы на выплату пенсий в 1999, они составили 173,6 млрд. руб., из которых доля пенсионных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета - 14,6 млрд. руб., а за счет страховых взносов - 159,0 млрд. руб. Следует заметить, что указанные объемы средств не включают расходы на выплату пенсий в части, определяемой включением в стаж так называемых "нестраховых" периодов, то есть периодов, за которые по действующему законодательству не уплачивались страховые взносы.

Таблица 1 - Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 1999 году /51/ В миллионах рублей

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Соц. пособие на погребение

  • 208717,3
  • 3166,8
  • 1742,4
  • 191499,0
  • 2854,9
  • 1620,4
  • 12615,1
  • 186,6
  • 17218,3
  • 311,9
  • 122,0

На пенсионное обеспечение

В том числе: Расходы на выплату пенсий по нормам Закона РФ от 20.11.90 №340-1, действовавшим до 01.02.98

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

  • 213626,5
  • 173596,4
  • 2639,0
  • 1742,4
  • 195974,3
  • 159036,6
  • 2377,0
  • 1620,4
  • 12801,7
  • 7240,0
  • 107,1
  • 17652,2
  • 14559,8
  • 262,0
  • 122,0

Дополнительные расходы на выплату пенсий в соответствии с ФЗ от 21.07.97 №113-ФЗ

Доставка и пересылка пенсий

  • 14866,6
  • 223,5
  • 13707,9
  • 202,6
  • 3904,1
  • 1162,7

На индексацию всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

  • 20254,3
  • 8859,0
  • 11384,2
  • 304,3
  • 18758,5
  • 8062,8
  • 10685,9
  • 275,3
  • 1471,0
  • 955,7
  • 515,3
  • 1495,8
  • 796,2
  • 698,3

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ дополнительные расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, составили 14,87 млрд. руб. Из них финансирование за счет страховых взносов произведено в объеме 13,7 млрд. руб., а остальная сумма пришлась на федеральный бюджет. Дополнительные затраты на индексацию пенсий осуществлены в размере 20,2 млрд. руб. При этом источниками финансирования указанных расходов являются страховые взносы в объеме 18,7 млрд. руб., и средства федерального бюджета - в сумме 1,5 млрд. руб. /45/

Кроме того, в 1999 году были сохранены условия назначения компенсационной выплаты для категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах предусмотренных Указом Президента РФ от 15.04.96 №550.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.97 №573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Для реализации данного положения в пенсионном бюджете были выделены дополнительные расходы на финансовое обеспечение компенсационных выплат пенсионерам с минимальным размерам пенсии в 1999 году в размере 2,2 млрд. руб. /44/.

В бюджете Пенсионного фонда предусмотрено также решение другой острой проблемы - определены объемы финансирования доставки и пересылки пенсий. В 1999 году почтовые расходы были профинансированы в объеме около 3,2 млрд. руб., в том числе финансируемые за счет страховых взносов - 2,85 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 0,3 млрд. руб. Таким образом было не реализовано прямое указание Федерального закона от 28.10.98 №163-ФЗ об отнесении почтовых расходов на федеральный бюджет по всем категориям пенсий /51/.

Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению были профинансированы в сумме 1742,4 млн. руб./46/. В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, профинансированы в сумме 92,0 млн. руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 80,9 млн. руб. Кроме того в расходной части бюджета ПФ РФ предусмотрены 20,9 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, в области пенсионного обеспечения.

Также, за счет средств бюджета Пенсионного фонда на 1999 год, были профинансированы расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. руб. /47/.

В соответствии с Федеральным законом от 28.10.98 №163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета" предусмотрены расходы на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, а также по доставке и пересылке всех видов пенсий и пособий в сумме 17,65 млрд. руб.

В связи с тем, что получателям двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых взносов, пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета.

Расходы на выплату государственных пенсий в 2000 году представлены в Таблице 2 и составляют 248,8 млрд. руб., что составляет более 143% к предыдущему году. Из них 222,8 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов, без учета расходов по "нестраховым" периодам. Если принять, что уровень инфляции запланирован государством на уровне 18%, то можно, предположить, что произойдет реальное повышение пенсий, а не их номинальное увеличение. Итоги перехода на индивидуальный коэффициент несомненно говорят о значительном повышении уровня средней пенсии по старости, об этом значительно говорит размер расходов на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, эта сумма составляет 150,7 млрд. руб., из них 145,4 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов /40/. Эти цифры несомненно говорят об увеличении размеров пенсий, которые пенсионеры, перешедшие на исчисление с помощью индивидуального коэффициента, будут получать в текущем году.

Таблица 2. Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 2000 году. /53/ В миллионах рублей

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Доставка и пересылка пенсий всего

Соц. пособие на погребение

  • 290924,5
  • 4347,9
  • 1534,1
  • 261561,5
  • 3851,8
  • 1411,6
  • 8931,9
  • 131,0
  • 29363,0
  • 496,1
  • 122,5

На пенсионное обеспечение

В том числе:

Базовые расходы на выплату пенсий, из них:

без применения ИКП

с применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

  • 296806,5
  • 248828,2
  • 97682,4
  • 150745,3
  • 3723,3
  • 1534,1
  • 266824,9
  • 222814,5
  • 77300,8
  • 145385,4
  • 3283,6
  • 1411,6
  • 9062,9
  • 7714,6
  • 5101,7
  • 2612,9
  • 113,1
  • 29981,6
  • 26013,7
  • 20381,6
  • 5359,9
  • 439,8
  • 122,5

Дополнительные расходы на индексацию пенсий всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

  • 35591,2
  • 11378,0
  • 24199,8
  • 529,1
  • 32241,9
  • 9286,1
  • 22942,9
  • 472,8
  • 1217,3
  • 805,0
  • 412,3
  • 3349,3
  • 2091,9
  • 1256,9

Дополнительные затраты на индексацию пенсий в 2000 году по прогнозу составят 36,12 млрд. руб., из них за счет страховых взносов - 32,71 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 3,41 млрд. руб. Таким образом реализуется Указ Президента РФ № 680 от 15.04.2000 г. "Об отношении заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера".

Расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа, уплаты налога на добавленную стоимость, расходов на доставку альтернативными службами и составят 4,3 млрд. руб. Учитывая требования Минфина России по распространению действия ст. 88 Федерального закона от 22.02.99 №36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" на 2000 год Пенсионный фонд сохранил финансирование расходов по доставке трудовых пенсий за счет страховых взносов в сумме 3,26 млрд. руб. /24/.

Кроме того, предполагается сохранить размер и условия назначения компенсационной выплаты для всех категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах, предусмотренными Указами Президента РФ от 15.04.96 г. №550 и 30.03.99 г. №392. Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются в размере 1534,1 млн. руб. Расходы определены в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 28.06.97 г. №91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 г. №6-ФЗ и увеличенного до 110 руб. с учетом прогноза Минэкономики России.

Запланированные объемы расходов с учетом базового уровня предшествующего периода (1999 г.) позволяет значительно повысить уровень пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и сократить разрыв между размером пенсии и прожиточным минимумом пенсионера с 35-37 % в 1998-1999 гг. до 25-27 % /53/.

Учитывая, что в 1999 году повышения пенсий осуществлялись преимущественно в интересах получателей минимальных пенсий, на плановый период 2000 года предусмотрены "линейные" индексации, поскольку они позволяют восстановить соотношение минимальных и максимальных пенсий и обеспечить адекватность размера пенсий трудовому вкладу пенсионера. В 1999 году, согласно бюджетным проектировкам минимальные размеры пенсий с компенсациями возросли на 136 % против 127 % для получателей средних пенсий по старости. В 2000 году предполагается обратная тенденция: 110 % - для минимальных пенсий, 129 % - для средних. Так, по мнению Пенсионного фонда, можно постепенно восстановить связь размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина /24/.

Минимальный размер пенсии по старости определен с учетом индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране и сохранением компенсационной выплаты, на 1 января 2000 года на уровне 318,44 руб., а на 1 января 2001 г. - 351,61, что составляет от прожиточного минимума пенсионера соответственно 42 и 35,7 %. Это говорит о некотором снижении данного показателя за 1999 год, однако на данный момент получателей минимальных пенсий становиться все меньше, так как расширены границы получателей различных надбавок к пенсии и компенсации. Коэффициент ограничивающий соотношение заработной платы, из которой исчислена пенсия, к средней заработной плате по отраслям экономики, на 2000 год сохранен в размере 0,7.

В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются в сумме 151.9 млн. руб., из них 138.77 финансируются за счет страховых взносов. Увеличение расходов связано: со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж: 9.5 тысяч человек в 1998 году, 11.75 тыс. - в 1999 г., 14.3 тыс. (прогноз)- в 2000 г.; выплат пенсий пенсионерам за прошлое время; введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в РФ, а также дополнительными расходами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 г. №18-П.

Кроем этого, в расходной части бюджета Пенсионного фонда предусмотрены 1.41 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в области пенсионного обеспечения.

Также Постановлением Правительства РФ от 03.05.99 г. №484 намечены дополнительные расходы на улучшение с 1 января 2000 года пенсионного обеспечения Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы в сумме 5,6 млн. руб. /40/.

В соответствии с одобренной Президентом РФ Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены расходы на единовременную денежную выплату пенсионерам из числа участников войны и приравненным к ним категориям получателей пенсий в сумме 666,9 млн. руб.

За счет средств федерального бюджета будет проходить финансирование государственных пенсий в общей сумме около 29,4 млрд. руб., что только на 140% больше того же показателя 1999 года. Это говорит о снижении размеров сумм финансируемых из государственного бюджета, и переложении этих расходов на "плечи" бюджета Пенсионного фонда Эти расходы определены на основе показателей, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда на 1999 год, и исходя из динамики численности получателей пенсий с учетом её прироста и индексации пенсий в 2000 году.

За счет средств федерального бюджета в 2000 г. предусмотрены расходы на единовременную выплату пенсионерам из числа участников Великой Отечественной войны в рамках осуществления мероприятий по подготовке к празднованию 55-летия Победы в общей сумме 668,0 млн. руб. Общие расходы на увеличение пенсий в 2000 году составят около 43,0 млрд. руб. Вполне возможно, при стабилизации экономической ситуации в стране, что этих расходов вполне хватить для достаточного финансирования пенсионеров, и не придется дополнительно каждый квартал или полугодие проводить компенсирование социальных выплат.

Трудовые пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенси

онного обеспечения граждан при наличии у них: для пенсии по старости – не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца – не менее одного дня страхового стажа.

Структуру пенсионной системы Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы:

Пенсионная система РФ

(источники финансирования)

Пенсионное страхование

Пенсионное обеспечение

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Трудовые пенсии

Государственные пенсии

Виды трудовых пенсий

Виды государственных пенсий

Финансирование

Финансирование

Схема 1. Структура пенсионной системы РФ

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потере кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:

На пенсии за выслугу лет;

Пенсии по старости;

Пенсии по инвалидности;

Социальные пенсии.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Виды трудовых пенсий:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца.

Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 – ФЗ определяют структуру трудовой пенсии, устанавливаемой в соответствии с этим Законом.

Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

Базовой;

Страховой;

Накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и при потере кормильца. Размер базовой части трудовой пенсии определяют исключительно социальные факторы – жизненные обстоятельства, а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2008, N 3

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ установил возможность и порядок уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на добровольной основе. В настоящей статье рассматривается порядок удержания и уплаты страховых взносов и взносов работодателя, а также вопросы налогообложения.

В России, по данным Федеральной службы государственной статистики, средний размер назначенной пенсии в I квартале 2008 г. составил 3823 руб. Этот показатель немного превышает установленный прожиточный минимум пенсионера и обеспечивает компенсацию пенсионерам потерянного дохода на уровне около 25% от среднего заработка.

Справка. Прожиточный минимум пенсионера в III квартале 2007 г. утвержден на уровне 3085 руб. (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2008 N 47). Прожиточный минимум пенсионера в IV квартале 2007 г. утвержден на уровне 3191 руб. (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 347).

Низкие показатели государственного пенсионного обеспечения, не способного гарантировать удовлетворение даже минимальных потребностей, определяют необходимость развития (как на государственном, так и на корпоративном уровне) новых механизмов, обеспечивающих достаточный уровень социальной защиты лиц пенсионного возраста.

В рамках ныне действующей пенсионной системы установлены следующие группы пенсий:

  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению для федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, финансируемые за счет средств федерального бюджета (на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
  • пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям (финансируются за счет средств федерального бюджета);
  • трудовые пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью и финансируемые за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию и части ЕСН, поступающей в федеральный бюджет.

Применение накопительного принципа финансирования трудовых пенсий потребовало создания механизма инвестирования пенсионных накоплений.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право:

  • осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР;
  • выбирать инвестиционный портфель (управляющую компанию из числа имеющих договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений с ПФР);
  • отказываться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и передавать накопленные средства в выбранный негосударственный пенсионный фонд.

В первых двух случаях застрахованный сохраняет за собой право на расчет накопительной части пенсии на законодательно установленных условиях. В последнем случае накопительная часть пенсии назначается и выплачивается по правилам негосударственного пенсионного фонда, при этом застрахованный теряет право на накопительную часть государственной пенсии.

Средства пенсионных накоплений граждан, не изъявивших желания выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, передаются ПФР в государственную управляющую компанию, с которой у него заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2003 г. N 34 такой компанией назначен Внешэкономбанк.

Справка. В 2007 г. Внешэкономбанк обеспечил накоплениям доходность в 6,01% (в 2006 г. - 5,7%). Под его управлением находятся 96,7% всех пенсионных накоплений.

Хранит ценные бумаги, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, и осуществляет контроль правильности их инвестирования специализированный депозитарий.

Осуществлять выбор управляющей компании застрахованный имеет право один раз в год путем подачи соответствующего заявления. Управляющая компания должна застраховать свою ответственность перед ПФР за нарушение договоров доверительного управления на сумму 300 млн руб., если сумма средств пенсионных накоплений, переданных ей в управление, больше 6 млн руб., и на сумму в размере 5% средств пенсионных накоплений, если менее 6 млн руб.

Справка. По состоянию на 9 января 2008 г. ПФР имеет договоры доверительного управления с 56 управляющими компаниями. По данным за 2007 г. доходность негосударственных управляющих компаний составила 4,17% при годовой инфляции 11,9% (в 2006 г. - 20,9%). Максимальная доходность в 2007 г. была показана УК "АГАНА" (7,35%), минимальная - УК "Золотое сечение".

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и негосударственному пенсионному страхованию на основании лицензий. В случае выбора негосударственного пенсионного фонда застрахованный сначала должен заключить договор с ним, после чего направить заявление в ПФР о передаче средств в негосударственный пенсионный фонд. Данное право может быть реализовано один раз в год. При этом застрахованный вправе переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Справка. По состоянию на 9 января 2008 г. 126 негосударственных пенсионных фондов осуществляют обязательное пенсионное страхование.

В отечественной пенсионной системе защита средств будущих пенсионеров обеспечивается контролем со стороны Минфина России и Федеральной службы по финансовым рынкам, специализированного депозитария и Общественного совета по инвестированию накопительной части пенсионных средств.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

С 1 октября 2008 г. вступает в силу (за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 января будущего года) Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ). В данном Законе установлен порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Закон определяет два варианта уплаты (перечисления) страховых взносов:

  1. работником (застрахованным лицом) самостоятельно;
  2. работодателем по поручению работника при условии, что работодатель является для застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В первом случае заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии подается в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту его жительства. Заявление подается по утвержденной форме. Уплата страховых взносов осуществляется через кредитную организацию. Срок уплаты взносов - не позднее 20 дней со дня окончания квартала. В этот срок в ПФР представляются копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через организацию, с которой у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Во втором случае заявление работника подается через работодателя в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. В заявлении работник сообщает об уплате добровольных взносов, размер ежемесячно уплачиваемого взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Указанное заявление работодатель должен получить от застрахованного лица и направить в ПФР в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения. Обратим внимание на то, что работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанное количество, представляют полученные заявления в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Работодатель исчисляет дополнительные страховые взносы ежемесячно и отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Удержание и перечисление дополнительных страховых взносов осуществляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения заявления. При этом сроки перечисления средств в ПФР соответствуют срокам, которые установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляются на отдельные банковские счета. Одновременно с перечислением взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц по утвержденной форме. В реестре должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;
  • фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;
  • сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).

Следует обратить внимание на то, что сведения, указанные в реестре, подлежат заверению кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Для работодателей, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданных (в том числе путем реорганизации) организаций, численность работников которых превышает указанное выше количество, установлено требование о представлении реестров в электронном виде.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно и может быть изменен в любое время по его письменному заявлению.

Уплата дополнительных страховых взносов осуществляется за счет средств застрахованного лица.

Помимо дополнительных страховых взносов, в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц могут быть включены взносы работодателя. Работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы. Данное решение страхователя должно быть оформлено приказом или закреплено в коллективном или трудовом договоре.

Порядок исчисления и уплаты взносов работодателя аналогичен порядку уплаты дополнительных страховых взносов. При этом следует обратить внимание на то, что перечисление дополнительных страховых взносов и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением.

Информация об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц, представляется работодателем одновременно с представлением расчетного листка застрахованным лицам.

В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений работодатель прекращает исчисление дополнительных взносов без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений. В аналогичном порядке прекращается и исчисление взносов работодателя.

Особое внимание обратим на вступление в силу отдельных положений Закона N 56-ФЗ.

С 1 октября 2008 г. работодатели вправе принимать от своих работников заявления, но удержание и перечисление дополнительных страховых взносов и уплата взносов работодателя могут производиться только с 1 января 2009 г.

Система налогообложения

Фактором развития системы дополнительных пенсий за счет средств работодателя является применяемая система налогообложения договоров пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. На сегодняшний день налогообложение договоров пенсионного обеспечения отличается от налогообложения договоров пенсионного страхования и предусматривает более серьезные налоговые льготы при уплате взносов работодателями.

Так, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями в пользу своих работников с имеющими лицензию негосударственными пенсионными фондами:

  • не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (ст. 213.1 НК РФ);
  • облагаются ЕСН;
  • уменьшают налоговую базу организации по налогу на прибыль, если учет пенсионных взносов первоначально предусмотрен на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать достижение участником законодательно установленных оснований выплат, выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет. Указанные суммы учитываются в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организации в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда в совокупности с другими платежами на долгосрочное страхование жизни и добровольное пенсионное страхование (ст. 255 НК РФ).

Суммы страховых взносов, не превышающие в год 24 МРОТ, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты пенсий по инвалидности и по возрасту при достижении законодательных пенсионных оснований, исключаются из состава выплат, на которые начисляются взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 21 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765).

В случае уплаты работодателем страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу своих работников, указанные взносы:

  • подлежат обложению НДФЛ, за исключением договоров страхования, предусматривающих выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца;
  • облагаются ЕСН, кроме договоров страхования, предусматривающих выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца в результате потери трудоспособности или наступления смерти в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

По договорам добровольного пенсионного страхования, предусматривающим выплату пенсий по достижении и сохранении пенсионных оснований, установленных законодательством РФ пожизненно, взносы учитываются в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда в совокупности с другими платежами на долгосрочное страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение (ст. 255 НК РФ).

Суммы страховых взносов, не превышающие в год 24 МРОТ, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты пенсий по инвалидности и по возрасту при достижении законодательных пенсионных оснований, исключаются из состава выплат, на которые начисляются взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 21 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСС РФ).

При исчислении НДФЛ и ЕСН доходом работника не будут признаваться дополнительные взносы работодателя в пределах не более 12 тыс. руб. в год. Данные взносы учитываются в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организации в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда в совокупности с другими платежами на долгосрочное страхование жизни и добровольное пенсионное страхование (ст. 255 НК РФ).

Сумма пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, страховые взносы по договорам добровольного пенсионного страхования и суммы дополнительных взносов, выплаченных физическим лицом, принимаются в состав социального налогового вычета по НДФЛ, предельный размер которого составит 120 тыс. руб.

Выплаты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения облагаются НДФЛ, если договоры были заключены организациями, иными работодателями и физическими лицами в пользу других физических лиц, а также при расторжении договоров или при внесении в них изменений в части изменения срока (ст. 213.1 НК РФ).

Выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования не облагаются НДФЛ, если они осуществляются при наступлении законодательно установленных пенсионных оснований (ст. 213 НК РФ).

И.В.Стоноженко

независимый эксперт

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Важный элемент правильного роста и развития — кормление новорожденных в первые дни: подходящие позы, режим питания и полезные советы молодым мамочкам Важный элемент правильного роста и развития — кормление новорожденных в первые дни: подходящие позы, режим питания и полезные советы молодым мамочкам Шаблоны новогодних вытынанок на новый год Шаблоны новогодних вытынанок на новый год Можно ли пить алкоголь до или после татуажа бровей Можно ли пить алкоголь до или после татуажа бровей