Опросник хека хесс. Методика экспресс-диагностики невроза к

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Инструкция : Ознакомившись с вопросом или суждением, надо отве­тить «да» или «нет».

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня кри­тически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, кото­рые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них из­бавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Бели бы против меня не были настроены, мои дела Шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные пережи­вания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую боль­ше, чем нужно.

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаи­ваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов – это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подроб­ного изучения личности.

Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (УН)

Данная методика представляет собой шкалу невротизации опросника определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанного в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева в 1974 г.

Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН) является медико-психологическим экспресс-динагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации.

При разработке этой диагностической шкалы использован один из методов теории распознавания образов для построения диагностической шкалы, учитывающей патоморфоз неврозов, происшедший за последние десятилетия. Этот опросник являлся достаточно простым, валидным и чувствительным инструментом, который был использован, как в целях первичной диагностики пограничных состояний и объективации динамики состояния в процессе лечения, так и для выявления группы риска при профотборе и профосмотре лиц, работающих в экстремальных условиях.

Опросник рассчитан на лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция : Ответы необходимо фиксировать в специальном бланке. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно по отношению к вам или неверно. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте галочку в графу «да» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если не согласны, – поставьте знак галочку в графу «нет» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения.

Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Учтите, что при расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому вы можете быть совершенно откровенны.

Бланк методики

1. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей» эти как бы придает мне вес в собственных глазах.

2. Я мало устаю.

3. Должен признаться, что временами я неразумно волновался из-за вещей, которые в действительности не имели значения.

4. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывания, «ползание мурашек» или онемение.

5. Временами мне так и хочется выругаться.

6. Иногда у меня бывало чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

7. Мой желудок сильно беспокоит меня.

8. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

9. Я люблю ходить на танцы.

10. Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

11. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

12. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

13. Я замечаю, что мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

14. У меня гораздо меньше всяких опасений и страхов чем у моих знакомых.

15. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

16. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

17. В наше время только наивные люди могут верить в загробную жизнь.

18. У меня бывали периоды, когда из-за волнений я терял сон.

19. Раз в неделю или чаще меня безо всякой видимой причины внезапно будто обдает жаром.

20. В игре я предпочитаю выигрывать.

21. Большую часть времени я вполне доволен жизнью.

22. Работа стоит мне большого напряжения.

23. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

24. Часто у меня бывают сильные головные боли.

25. Иногда я бываю сердитым и злым.

26. В гостях я чаще сижу где-нибудь в сторонке или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

27. Приступы сильного возбуждения и взволнованности у меня бывают раз в неделю или даже чаще.

28. Боли в сердце или в груди у меня бывают очень редко (или не бывают совсем)

29. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

30. Верно, что мои манеры за столом у себя дома не так хороши, как в гостях.

31. Я вполне уверен в себе.

32. Часто я и сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

33. Почти каждую ночь меня мучают кошмары.

34. Временами моя голова работает как бы медленнее, чем обычно.

35. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

36. Иногда я бываю так возбужден, что мне трудно заснуть.

38. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

39. У меня мало уверенности в себе.

40. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

41. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

42. Сейчас я чувствую себя лучше, чем когда-либо.

43. Временами я сам изматывал себя тем, что слишком много на себя брал.

44. Я почти все время испытываю чувство тревоги за кого-то или за что-то.

45. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

Обработка результатов

Подсчитывается оценка, получаемая испытуемым по шкале неискренности (Л). Этой шкале соответствует каждый 5-й вопрос. Неискренним ВСЕГДА считается ответ «НЕТ». Оценивание ответов производится традиционным способом (1 или 0) с последующим их суммированием. Максимальное значение по шкале лжи – 10 баллов. Пороговое значение – 5 баллов. В случае превышения порога, т.е. получения 6 баллов и больше, результаты тестирования являются недостоверными.

Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели бланк с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого.

Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». В приложении приводятся заготовки для «ключей» к опроснику УН. На копиях, снятых с этих заготовок, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали. Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом. ПОД ответами. Вместо знаков (V), появившихся в прорезях, вписываются оказавшиеся под ними диагностические коэффициенты.

Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку: S = (S+) + (S-). Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84 – у мужчин и от -103 до +133 – у женщин.

Ключ к методике «УН» (для мужчин)

№ п/п ДА НЕТ № п/п ДА НЕТ № п/п ДА НЕТ
Л -3 +4 +3 -4
+2 -1 -2 +3
+2 -2 +4 -6
-3 +2 -3 +1 -1 +2
Л Л Л
-1 +2 +4 -5 -1 +3
-2 +1 -3 +3 -2 +3
-7 +2 -3 +4 -3 +4
+2 -1 -4 +2 -5 +3
Л Л Л
-4 +1 -3 +3 +2 -3
-8 +1 -5 +3 +3 -1
-4 +4 +1 -3 -1 +3
+3 -2 +1 -2 +3
Л Л Л

Ключ к методике «УН» (для женщин)

№ п/п ДА НЕТ № п/п ДА НЕТ № п/п ДА НЕТ
Л -3 +6 +4 -2
+4 -2 -2 +1 -2 +7
+4 -2 +9 -9 +1
-4 +5 -6 +3 -1 +4
Л Л Л
-1 +4 +4 -3 -2 +7
-3 +1 -4 +4 -2 +4
-6 +3 -3 +6 -3 +6
-3 +3 -3 +4
Л Л Л
-5 +2 -2 +2 +4 -4
-8 +2 -4 +5 +1
-4 +4 +2 -3 -1 +5
+2 -1 -2 +3 -3 +7
Л Л Л

Интерпретация

Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации:

Для мужчин:

очень высокий уровень – -41 балл и меньше;

высокий уровень – от -21 до -40;

повышенный уровень – от -11 до -20;

неопределенный уровень – от -10 до +10;

пониженный уровень – от + 11 до +20;

низкий уровень – от +21 до +40;

очень низкий уровень – + 41 балл и больше.

Для женщин:

очень высокий уровень – – 81 балл и меньше;

высокий уровень – от -41 до-80;

повышенный уровень – от – 21 до – 40;

неопределенный уровень – от – 20 до +10;

пониженный уровень – от +11 до +40;

низкий уровень – от +41 до +80;

очень низкий уровень – +81 балл и больше.

При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.

При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

С помощью таблиц (приложения 7 и 8) с учетом пола испытуемого оценивается вероятность (P neu) наличия у него невротизации, соответственно интервалу, в который попадает значение итоговой шкальной оценки, и дополнительная вероятность отсутствия невротизации (Q neu).

Бланк для ответов


Похожая информация.


МЕТОДИКА ЭКСПРЕС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К.Хека и Х.Хесса

ОПИСАНИЕ

Диагностика вероятности невроза у испытуемого.

Внимание! Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.

Методика активно используется в психотерапевтической практике.

ОБРАБОТКА

Подсчитывают количество утвердительных ответов.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ

0-23 баллов

Данное количество соответствует низкой невротизации и свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.

24 и более баллов

Данное количество соответствует высокой вероятности невроза (невротизации) и свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность), о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний, об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.

Различают три формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

Неврастения появляется вследствие ослабления нервной системы (причины могут быть разными), в результате перенапряжения раздражительного или тормозного процесса, либо в случае их чрезмерной подвижности. Таким образом, имеет место дефект в системе, проводящей энергию эмоций: как только энергия возникает под влиянием значимых внутренних или внешних воздействий, она "растекается" по внутренним органам и по разным подструктурам личности, побуждает их очень активно действовать. Этот невроз возникает главным образом в возрасте 20-40 лет, несколько чаще у мужчин, чем у женщин в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, то есть в широком смысле слова в психогенных условиях.

Сказанное подтверждается известными симптомами неврастении:

Раздражительная слабость - несдержанность, бурные реакции, вспышки возбуждения, слезливость, неспособность ждать, действовать спокойно и осмотрительно, вялый контроль за эмоциями;

Расстройство сна: сон не освежающий, сонливость днем и ночью;

Расстройство предпосылок интеллектуальной деятельности: внимание пассивно, не способно сосредотачиваться, плохое запоминание, трудно думать; возможны потери мысли;

Снижение настроений и активности: тоскливость, вялость, безволие, сосредоточенность внимания на своих состояниях;

Заострение или появление некоммуникативных свойств характера: конфликтность, категоричность, противоречивость, робость, зависимость, конформность (внушаемость под влиянием мнений окружающих), недовольство окружающими;

Появление некоммуникабельных Форм поведения: эгоцентризм, утрированные эмоции, аутичные настроения и умозаключения, нонсинергичный и антисинергичный стиль совместной деятельности; .

Снижение нравственного уровня: мстительность, .зловредность,

беспринципность, утрата нравственного контроля;

Огрубление личности: сужение сферы интересов, снижение трудоспособности, чувство неполноценности.

Истерия (истерический невроз). На фоне ослабленной нервной системы отмечаются не, только нарушения на уровне ряда подструктур личности, но и на уровне психической организации индивида -элементарных систем жизнеобеспечения и отражения действительности. Мощные и постоянные энергетические потоки, вызванные чрезвычайно значимыми внешними или внутренними воздействиями, то есть психотравмирующими обстоятельствами, выводят из строя системы адекватного реагирования. Истерический невроз представляет собой группы двигательных, сенсорно-чувствительных и вегетативных расстройств невротического регистра, которые возникают под влиянием (различной силы) острых психических травм и менее сильных, но длительно действующих неприятных воздействий. Возникает он, в основном, в молодом возрасте и значительно чаще - у женщин, чем у мужчин. Симптоматика истерических неврозов такова:

Обостренная реактивность нервной системы: повышенная впечатлительность и чувствительность, неустойчивость настроений;

Снижение критичности ума: повышенная внушаемость и самовнушаемость, безотчетность поведения;

Эмоционально-аффективные расстройства: страхи, астения, ипохондрия, подавленное настроение;

Расстройства в сфере интеллекта: "выпадение", "вытеснение" из памяти всего, что связано с психотравмирующими обстоятельствами и, как следствие, нарушение логики отношений с окружающими;

Сенсорные нарушения: истерическая слепота, глухота, понижение или повышение чувствительности;

Двигательные нарушения: судорожные припадки, парезы, параличи, гиперкинезы, контрактуры.

Невроз навязчивых состояний характеризуется тем, что на фоне указанных невротических признаков слабости нервной системы развиваются нарушения сознания в виде стереотипии отражения действительности. Психическое отражение утрачивает адекватность, гибкость, разумное начало и подчиняется безотчетным переживаниям за благополучие индивида - страхам (фобиям).

Признаки невроза навязчивых состояний:

Повышенная раздражительность: утомляемость, обостренность эмоциональных реакций, непереносимость сильных раздражителей (шум, крик, замечания, требования и т. п.);

Пониженное настроение: безнадежность, чувство неполноценности, обреченности, безысходности;

Нарушения в cфepe интеллекта: слабость внимания, трудность концентрации;

Нарушения сна:

Стереотипия отражения действительности (отдельных ее аспектов): навязчивые идеи, мысли, представления, влечения;

Стереотипные негативные ожидания (то есть страхи): кардиофобия - боязнь сердечных заболеваний, остановки сердца, повышенное внимание к его работе; канцерофобия - боязнь заболеть раком, клаустрофобия - страх замкнутого пространства и т. д. Встречаются однократные при-лупы болезни, рецидивы или формы непрерывного течения (чаще);

Стереотипные действия: в виде примитивных навязчивых физиологических действий, так называемых тиков, когда человек, например, без нужды проводит рукой по голове (как бы поправляя прическу), отбрасывает голову назад, поворачивает ее в сторону, придавая этим движениям внешнюю необходимость их совершения теперь; либо в виде сложных навязчивых действий и ритуалов.

Неврозы не достигают грубых (психотических) нарушений отражения реальной действительности и не сопровождаются значительными изменениями поведения. Имеет значение накопительное влияние отдельных состояний и поведенческих признаков.

ИНСТРУКЦИЯ: «Ознакомившись с вопросом или суждением, ответьте на него «да» или «нет».

Текст опросника

1.Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2.Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3.Я чувствую себя легко ранимым.

4.Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5.Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6.У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7.Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

8.Я довольно нервный.

9.Мне кажется, что меня никто не понимает.

10.Я довольно раздражительный.

11.Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12.Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13.Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14.У меня были очень странные и необычные переживания.

15.Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16.В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17.Легко ли изменить Ваше настроение?

18.Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19.Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20.Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21.Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22.Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23.Критика или выговор меня очень ранят.

24.Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25.Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26.Я часто испытываю недовольство.

27.Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28.Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29.Большей частью я счастлив.

30.Я недостаточно уверен в себе.

31.Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32.Часто я чувствую себя просто скверно.

33.Я много копаюсь в себе.

34.Я страдаю от чувства неполноценности.

35.Иногда у меня все болит.

36.У меня бывает гнетущее состояние.

37.У меня что-то с нервами.

38.Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

40.Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» или «нет».

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Обработка данных

Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.

Л. В. БОРОЗДИНА

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ

Учебно-методическое пособие

Издание второе, дополненное

Акрополь


УДК 159.953.(075.8)

Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для спецпрактикума «Изучение отдельного случая». Схема II. (Специализация ̶ «Общая психология»).

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кандидат психологических наук

доцент Н.Б.Березанская,

кандидат психологических наук

доцент Е.Е.Насиновская

УДК 159.953.(075.8)

© Б о р о з д и н а Л. В., 2012


СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И ОПИСАНИЕ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая.

Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в учебно-методическом пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по их желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных техник верификации выдвигаемых предположений и наиболее глубокой и тщательной диагностике свойств исследуемого субъекта.

ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики преобладающей мотивации: достижения успеха или избегания неудачи.



Предложенная схема воспроизводит одну из наиболее разработанных в современной психологии парадигм и построена таким образом, что каждая следующая методика в ней проверяет результаты предыдущей.

Исследование начинается с установления так называемого целевого индекса, являющегося одной из счетных категорий в анализе уровня притязаний и представляющего собой степень отклонения цели следующего действия от предыдущего достижения. Называемый также целевым несоответствием, этот индекс, в зависимости от своей величины, служит индивидуально-специфическим выражением определенной мотивационной установки, т.е. своеобразным маркером вида доминирующей мотивации: стремления к успеху или уклонения от неудачи. Средние значения целевого несоответствия указывают на преобладание мотивации достижения; близкие к экстремальным, т.е. очень малые или большие величины свидетельствуют о противоположном мотивационном векторе – избегания неудачи.

Вычислив целевой индекс и таким способом сделав предварительное заключение об акцентуации того или иного мотива, экспериментаторы проверяют эту гипотезу в тесте Х.Хекхаузена (1986), непосредственно предназначенном для выявления названных типов мотивации.

Далее полученный результат верифицируется с помощью опросника хронической тревожности Ж.Тейлор (Taylor, 1953). Лица с медиальным значением индекса отклонения цели и установкой на достижение успеха в методике Хекхаузена обладают средним либо низким уровнем тревожности, лица с высоким или низким целевым несоответствием, склонные в тесте Хекхаузена к избеганию неудачи, отличаются резким подъемом уровня тревоги.

Заключительной частью схемы служит тест фрустрации С.Розенцвейга (Rosenzveig, 1944), в соответствии с которым при доминировании мотивации достижения успеха субъект обнаруживает толерантность к препятствиям на пути реализации цели, т.е. устойчивость к фрустрации; при акцентуации мотива избегания неудачи – ослабление толерантности, выраженную фрустрированность. В целом техника позволяет проследить изменение направления и типа фрустрационных реакций в зависимости от вида мотивации.

После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, которая может строиться по принципу уточнения и углубления имеющихся результатов либо построения и проверки новых гипотез.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Данная схемасодержит следующий комплекс техник:

1. опросник Хека – Хесс (Höck, Hess, 1976)как контролирующий уровень невротизации;

2. «анамнез» – подробное описание «жизненной истории» субъекта с указанием значимых позитивных и негативных событий;

3. «психологический портрет» респондента и стереотип поведения, релевантные исследуемым свойствам: «шаг» в целеуказании, главный вектор мотивации – к достижению или избеганию, проявления тревожности, характеристика реакций в ситуации препятствий на пути осуществления цели;

4. моторную пробу Э.Шварцландера (1972 ̶ цит по: Бороздина, 2011) для диагностики целевого несоответствия;

5. лабиринты Х.Хекхаузена (Heckhausen, 1969) для определения индекса целевого отклонения;

6. тест Х. Хекхаузена (1986) для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи;

7. шкалу хронической тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953);

8. технику фрустрационных реакций С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994).

Исследование завершается обработкой и анализом полученных данных по каждому заданию отдельно, интеграцией экспериментального материала, его соотнесением с «анамнезом» испытуемого и «психологическим портретом», подготовкой полного заключения по проделанной психодиагностической схеме.

Помимо этого практикум включает (по желанию студентов) формулировку экспериментатором дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующих методик и составление общего заключения по изучаемому случаю.

ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор респондента предусматривает нейтральность в отношениях с экспериментатором, во избежание «эффекта ореола», однако испытуемый должен быть достаточно знаком автору, чтобы последний мог подробно изложить «анамнез» и «психологический портрет» обследуемого.

Все методики, входящие в психодиагностическую схему, выполняются на одном испытуемом с предварительной методической тренировкой экспериментатора и контролем преподавателя за овладением учащимися перечисленными техниками.

ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, их обработку и интерпретацию, аудиозаписи вербальных техник и клинической беседы, а также детальное описание изучаемого случая с приложением аргументированного заключения.


ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС

ФОРМА II − ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ.


Пол: Дата: _______________

Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.

№ п/п ДА НЕТ № п/п ДА НЕТ № п/п ДА НЕТ
1. Я постоянно забочусь о своем здоровье………………………………………………. Да Нет
2. Вы думаете, что Вы внутренне напряжены?.................................................................. Да Нет
3. Я часто размышляю так, что не могу спать…………………………………………... Да Нет
4. Я легко обижаюсь………………………………………………………………………. Да Нет
5. Мне трудно говорить с незнакомыми людьми……………………………………….. Да Нет
6. Бывает ли у Вас часто без причины чувство апатии или усталости?.......................... Да Нет
7. Иногда я опаздываю на встречу или на работу………………………………………. Да Нет
8. Я часто испытываю чувство, что незнакомые люди меня критически рассматривают………………………………………………………….... Да Нет
9. Беспокоят ли Вас иногда посторонние мысли, которые все время вертятся у Вас в голове, хотя Вы постоянно пытаетесь от них избавиться?............................ Да Нет
10. Я довольно нервный…………………………………………………………………... Да Нет
11. Иногда я откладываю что-нибудь, что я должен сделать сразу……………………. Да Нет
12. Мне кажется, что меня никто не понимает………………………………………….. Да Нет
13. Я довольно быстро раздражаюсь…………………………………………………….. Да Нет
14. Мое поведение за столом дома менее культурно, чем в обществе………………... Да Нет
15. Я имел бы гораздо больше успеха, если бы не было плохого отношения ко мне... Да Нет
16. Я слишком долго переживаю из-за неприятностей, случающихся со мной………. Да Нет
17. Уже возможность того, что мне не повезет, раздражает меня……………………... Да Нет
18. У меня были очень странные и необычные приключения…………………………. Да Нет
19. Бываете ли Вы иногда попеременно то веселым, то грустным без видимой причины?.................................................................................................... Да Нет
20. Иногда мне приходят в голову мысли и представления, о которых мне не хотелось бы рассказывать……………………………………………………... Да Нет
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?.......................................................... Да Нет
22. Среди людей, которых я знаю, некоторые мне не нравятся………………………... Да Нет
23. Днем я мечтаю больше, чем надо…………………………………………………….. Да Нет
24. Вы легко расстраиваетесь?............................................................................................ Да Нет
25. Мне часто надо бороться с собой, чтобы не показать свою застенчивость………. Да Нет
26. Я иногда говорю о вещах, в которых я мало понимаю…………………………….. Да Нет
27. Мне хотелось бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие люди.. Да Нет
28. Иногда меня охватывает дрожь, озноб или начинает трясти………………………. Да Нет
29. Вы на каждое личное письмо отвечаете так быстро, как только можете?................ Да Нет
30.Часто Ваше настроение меняется без видимой причины или при наличии таковой?............................................................................................................. Да Нет
31. Бывает ли у Вас иногда чувство страха без действительной опасности?................. Да Нет
32. Я не всегда говорю правду……………………………………………………………. Да Нет
33. Критика и ругань меня сильно оскорбляют…………………………………………. Да Нет
34. У меня бывают периоды времени, когда я настолько неспокоен, что не могу усидеть на месте……………………………………………………………... Да Нет
35. Вы иногда слишком много заботитесь о незначительных вещах?............................ Да Нет
36. Иногда у меня бывает плохое настроение………………………………………….... Да Нет
37. Я часто недоволен……………………………………………………………………... Да Нет
38. Мне трудно сосредоточиться на определенной работе или задаче………………... Да Нет
39. Я делаю многое, о чем потом сожалею……………………………………………… Да Нет
40. Чаще всего я счастлив……………………………………………………………….... Да Нет
41. У меня мало уверенности в себе……………………………………………………... Да Нет
42. Время от времени я теряю терпение и злюсь……………………………………….. Да Нет
43. Иногда я действительно чувствую себя бесполезным……………………………… Да Нет
44. Иногда я чувствую себя просто скверно…………………………………………….. Да Нет
45. Я много размышляю…………………………………………………………………... Да Нет
46. Я страдаю от того, что чувствую себя неполноценнее, чем другие……………….. Да Нет
47. У меня иногда все болит……………………………………………………………… Да Нет
48. Время от времени я бываю немного хвастливым…………………………………... Да Нет
49. Порой у меня бывают кошмары……………………………………………………… Да Нет
50. У меня расшатаны нервы……………………………………………………………... Да Нет
51. Мне трудно найти тему для беседы, если я разговариваю с человеком, с которым я только что познакомился………………………………………………... Да Нет
52. Самые тяжелые сражения я должен вести с самим собой………………………….. Да Нет
53. Иногда я немного сплетничаю……………………………………………………….. Да Нет
54. Бывало ли у Вас иногда чувство больших, непреодолимых трудностей?................ Да Нет

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Когнитивное развитие в раннем возрасте Когнитивное развитие в раннем возрасте Антибиотики при беременности, влияние на организм мамы и плода Антибиотики при беременности, влияние на организм мамы и плода Антибиотики при беременности, влияние на организм мамы и плода Антибиотики при беременности, влияние на организм мамы и плода