Презентация на тему требования в воспитании. Презентация на тему сущность процесса воспитания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Воспитание детей и подростков в семье.

  • Типичные ошибки в семейном воспитании.
  • Педагог-психолог
  • Кичина Светлана Вениаминовна
  • Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц«
Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:
  • «Инструментальные» ошибки режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…
  • Ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку и его воспитания.
Мотивы воспитания.
  • воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • воспитание и потребность достижения
  • воспитание как реализация определенной системы
  • потребность в принятии окружающими,
  • в соответствии социальным нормам
  • воспитание и потребность смысла жизни
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
  • Авторитарные родители
  • Гипоопека
  • Гиперопека
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
  • 1 Уход от проблемы (чисто деловое общение)
  • 2 Мир любой ценой
  • (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего).
  • Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.
  • 3 Победа любой ценой. (Взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
  • 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
“Родительские директивы» -
  • это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным
  • чувством вины перед родителем,
  • давшим эту директиву.
Гулдинги вывел целый перечень родительских директив:
  • 1. “Не живи”
  • (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...”)
  • 2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”).
  • 3. “Не расти”
  • (“Ты ещё мала, чтобы краситься”,
  • “Мама тебя никогда не бросит”,
  • “Не торопись взрослеть”).
4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 5. “Не чувствуй” (т.e. “Как ты смеешь злиться на старших”,
  • “Не сахарный – не растаешь”).
  • 6. “Не принадлежи”
  • 7. “Не делай”, “Не делай сам,
  • подожди меня”.
  • 8. “Не будь самим собой”
Общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • . Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • . Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • . Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • . Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  • . Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • . Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • . С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
  • художник
  • В. Степанов,
  • 1966 г.
  • Благодарим за внимание!
Если педагогика хочет воспитать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
всего познать его также во всех
отношениях.
К.Д. Ушинский

Базовые понятия

Воспитание, виды воспитания,
развитие, методы воспитания,
взаимосвязь обучения и воспитания,
методы и приёмы воспитания
Классный руководитель, функции
классного руководителя, обязанности
классного руководителя

Воспитание как педагогический процесс

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
СУБЪЕКТ
ДЕЯТЕЛЬНО
СТИ
(учитель)
ОБЪЕКТ
И
СУБЪЕКТ
(учащийся)
СОДЕРЖАНИ
Е ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИ
Я
СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИ
Я
РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

Виды воспитания

По
содержанию
Трудовое
Умственное
Физическое
По
Семейное
Школьное институционным
Внешкольное признаком
Конфессиональное
Воспитание в детских и
юношеских
организациях
Воспитание по месту
жительства
Воспитание в закрытых
и специальных
воспитательных
заведениях
По доминирующему
принципу и стилю
отношения воспитателей и
воспитанников
Авторитарное
Свободное
Демократическое
По аспектам
воспитательного
Физическое
процесса
Этическое
Правовое
Военно-патриотическое
Экологическое
Интернациональное
Эстетическое
Половое
Экономическое
Трудовое

Методы воспитания (по М.И. Болдыреву)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЗНАНИЯ
МЕТОДЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
ПОВЕДЕНИЯ

Методы формирования сознания

Рассказ
Объяснение
Разъяснение
Лекция
Этическая беседа
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение
Приучение
Поручение
Педагогическое требование
Общественное мнение
Воспитывающие ситуации

Методы стимулирования

Соревнование
Поощрение
Наказание

Процесс воспитания и его принципы

Процесс воспитания –
целенаправленная, организованная
деятельность по формированию и
развитию человека,
характеризующаяся взаимодействием
воспитателей и воспитанников и
осуществляющаяся в рамках
педагогической системы учреждения.

Компоненты педагогического (воспитательного) процесса

Целевой – определение целей воспитания
Содержательный – разработка содержания
воспитания
Операционно-деятельностный – организация
воспитательной деятельности и взаимодействие
участников процесса
Оценочно-результативный – проверка, оценка и
анализ результатов воспитания, суждения об
эффективности процесса
Коммуникативный – отражает наличие в
воспитательной системе субъекта и объекта
воспитания и означает общение, их взаимодействие в
процессе воспитания

Принципы (законы) воспитания

1
Гуманистическая направленность
воспитания на развитие личности
Направленность воспитания на
овладение культурой, ценностями
общества, нормами поведения
Связь воспитания с жизнью и трудом

Принципы (законы) воспитания

2
Воспитание в деятельности
Воспитание с опорой на активность личности
Воспитание в коллективе и через коллектив
Объединение педагогического руководства с
инициативой и самостоятельностью
воспитанников
Уважение к воспитываемому лицу в соединении
в требовательностью к нему
Воспитание с опорой на положительные
качества человека

Принципы (законы) воспитания

3
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей
Единство требований (школы, семьи,
общества)

Группы принципов воспитания
Группа 3
Социопсихологиче
ские
Группа 1
Ценностносодержательные
Группа 2
Педагогические
(методические),
технологические

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ

Осознание потребности,
желания изменить себя,
усовершенствовать свои
личные качества
Самоанализ
Определение целей,
программ, плана
деятельности
Самооценка
Деятельность,
направленная на
самоизменение,
самоусовершенствовани
е
Методы, приемы,
средства деятельности,
направленные на
самовоспитание

Принцип целостного подхода к воспитанию

Критерии оценки воспитанности учащихся

Название
качества
личности
учащегося
Критерии воспитанности
Любовь к Родине
Знание истории, уважение к историческому
прошлому, традициям народа; забота об
интересах, исторической судьбе страны;
чувство гордости за великих людей страны, её
культуру, достижения; привязанность к месту
проживания (город, село, область, страна в
целом);бережное отношение к природе,
народному достоянию; знание современных
важных событий
Интернационали
зм
Интерес к культуре, искусству других
народов; дружба с людьми разных
национальностей; добровольное участие в
мероприятиях интернационального характера
Отношение к
Участие в делах своего класса; привычка

Гуманность
Доброжелательное
отношение к людям, забота о
них; помощь, чуткость,
уважение, доверие; ;
внимательное отношение к
интересам, желаниям людей,
тревожащим их вопросам, к
мнениям, чувствам
окружающих; понимание
мотивов, которыми
руководствуются люди в
своем поведении; тактичное
отношение к их самолюбию,
гордости, достоинству;
исключение грубости,
чванства, напыщенности,
нетерпения, недоверия
Честность
Правдивость, искренность;
выполнение обещаний;
привычка не брать без
разрешения чужие вещи;
нетерпимость ко лжи,
воровству, обману,
добровольное признание

Отношение к труду (трудолюбие)
Любовь, потребность и привычка
к труду; добросовестность,
старательность в труде;
постоянная занятость полезными
делами; привычка качественно и
своевременно выполнять работу;
наслаждение от самого
трудового процесса;
заинтересованность в
достижении положительных
результатов; помощь членам
семьи по хозяйству
Дисциплинированность
Соблюдение установленных в
обществе правовых, моральных,
политических, эстетических норм
поведения, правил для учащихся,
определенных обычаев,
традиций; быстрое и точное
выполнение требований
родителей и учителей
Активность
Стремление отвечать на уроках,
дополнять ответы других;
знакомство со вспомогательной;
добровольное участие в разных

Любознательность
Систематическое чтение
литературы по разным отраслям
науки и техники, постоянная
потребность расширения и
углубления своих знаний;
привычка пользоваться
словарями, справочниками;
участие в работе факультативов,
кружков, секций; хорошая
успеваемость
Смелость
Способность к преодолению
чувства страха; готовность
помочь с риском для себя;
готовность отстаивать свое
мнение
Сила воли
Способность заставить себя
выполнить то, что надо, а не
только то, что нравится;

Достоинство, честь
Отношение к себе и к другим как
к определённой ценности;
осознание положительных черт,
не позволяющее поступаться
ими, самоуважение, вызванное
осознанием достигнутых успехов;
требование от других уважения к
себе, своим правам
Любовь к прекрасному
(эстетическая воспитанность)
Интерес к урокам литературы,
пения, рисования; знание и
понимание произведений
литературы, музыки, живописи,
киноискусства; посещение
театров, музеев; опрятный
внешний вид; участие в
художественной
самодеятельности; желание
творить прекрасное
Стремление к физическому
совершенству
Стремление быть сильным,
ловким, здоровым; правильная
осанка; привычка ежедневно
делать физзарядку; участие в

Обучение = воспитание

1. Воспитание неотрывно от обучения, в
процессе которого оно осуществляется
(через содержание, формы, средства
обучения). Это именно тот тип
отношения между двумя процессами, в
котором они будто сливаются воедино.
В такой форме воспитание входит в
учебный процесс, который опреде
ляется как обучение, которое
воспитывает

Обучение = воспитание

2. Воспитание осуществляется в
образовательном процессе
определённой системы или учреждения
и вне обучения, параллельно ему
(кружки, общественный труд, трудовое
воспитание). Здесь должны под
крепляться все эффекты обучения и
оно в свою очередь должно
действовать на воспитание

Обучение = воспитание

3. Воспитание осуществляется вне (в
соответствии с его общими целями)
семьей, трудовым коллективом,
группой, сообществом, где происходит
и некоторое стихийное обучение
4. Воспитание осуществляется и
другими (не образовательными)
учреждениями, сообществами,
сопровождаясь стихийным, а иногда
целенаправленным обучением

Классное руководство

Классный руководитель – работник,
осуществляющий педагогическую деятельность
с коллективом учащихся класса, отдельными
учащимися, их родителями, организацию и
проведение внеурочной и культурно-массовой
работы, способствующий взаимодействию
участников учебно-воспитательного процесса в
создании надлежащих условий для выполнения
задач обучения и воспитания, самореализации и
развития учащихся (воспитанников) , их
социального развития

Функции классного руководителя

Функциональные

Всестороннее изучение и воспитание учащихся
Оказание учащимся помощи в учебе и развитии
Взаимодействие с учителями класса в решении
педагогических задач
Решение проблем учебного и
профессионального самоопределения учащихся
Контроль за успеваемостью, посещаемостью и
поведением учащихся
Взаимодействие с родителями и оказание им
помощи в воспитании детей
Развитие внутригрупповых и межличностных
отношений учащихся

Цикл воспитательной работы классного руководителя (1-2)

1. Изучение учащихся класса: получение
демографических, медицинских,
психологических, педагогических данных
(семья, социальное и материальное положение,
состояние здоровья, уровень развития,
воспитанности, индивидуальные особенности)
2. Формулирование воспитательных задач,
общих для класса или отдельных групп,
учащихся класса, типичных для определенного
периода обучения и индивидуальных

Цикл воспитательной работы классного руководителя (3-5)

3.Планирование воспитательной работы – составление
плана, оперативного документа, содержащего
перечень заданий и дел по их решению и путей их
реализации
4.Организация, проведение и корректировка
деятельности в соответствии с заданиями и планами:
проведение классных часов, экскурсий, вечеров,
походов, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, состоящих
в уровне воспитанности учащихся. Наблюдение, опрос
и прочие методы позволяют судить о результатах и
ставить новые задачи, а также о собственной
профессиональной компетенции и личном росте
классного руководителя как воспитателя

Варианты форм планов воспитательной работы классного руководителя

А)
Б)
№п/
п
Содержание
, формы и
методы
работы
Срок
выполнения
Исполните
ли
Дат Программа деятельности
а
здоровь общени обучени досу
е
е
е
г
Исполнит
ели
Отметка о
выполнени
и
Отметка
о
выполнен
ии

Права классного руководителя

Посещать уроки, занятия по теоретическому и
практическому обучению, производственной практике и
внеклассные занятия в своём классе (группе),
присутствовать на мероприятиях, проводимых для
учащихся (воспитанников) учебными, культурнопросветительскими заведениями, другими
юридическими или физическими лицами
Вносить предложения на рассмотрение родительского
собрания класса (группы) о материальном обеспечении
организации и проведения внеурочных мероприятий в
порядке установленном законодательством
Инициировать рассмотрение администрацией учебного
заведения вопросов социальной защиты учащихся
(воспитанников)

Права классного руководителя

Вносить предложения на рассмотрение
администрации учебного заведения и
педагогического совета относительно
материального и морального поощрения
учащихся
Посещать учащихся (воспитанников) по месту их
проживания (с согласия родителей, опекунов,
попечителей), изучать условия их быта и
воспитания
В соответствии с целью выбирать содержание,
средства, методы и формы организации учебновоспитательного процесса в классном коллективе

Права классного руководителя

Право на защиту профессиональной
чести, достоинства в соответствии с
действующим законодательством
Материальное поощрение за
достижение весомых результатов в
выполнении возложенных на него
задач
Выбирать формы повышения
педагогической квалификации по
проблемам воспитания

Обязанности классного руководителя

Осуществлять педагогический контроль за
соблюдением учащимися(воспитанниками) устава и
правил внутреннего распорядка учебного
заведения, других документов, регламентирующих
организацию учебно-воспитательного процесса
Выбирать адекватные средства реализации задач
обучения, воспитания и развития учащихся
(воспитанников)
Соблюдать педагогическую этику, уважать
достоинство учащегося (воспитанника), защищать
его от любых форм физического или психического
насилия

Обязанности классного руководителя

Информировать о состоянии воспитательного
процесса в классе и уровне успеваемости
учащихся (воспитанников) педагогический совет,
администрацию учебного заведения, родителей
Своей деятельностью утверждать уважение к
принципам общечеловеческой морали,
пропагандировать здоровый образ жизни
Вести документацию, связанную с исполнением
полномочий классного руководителя (классные
журналы, личные дела, планы работы и пр.)
Постоянно повышать профессиональный уровень,
педагогическое мастерство, общую культуру

Технология индивидуальной работы со сложными подростками

Общая структура деятельности педагога
Установление
контакта,
возможности
диалога
Выяснение проблем Обсуждение
учащегося, его
проблем
индивидуальных
качеств, в том
числе мешающих
успешной
адаптации
Оказание
психологопедагогическо
й поддержки

Техника поведения педагога

Прояви интерес к собеседнику, научись
смотреть ему в лицо и слушать его
Дай высказаться, умей держать паузу,
молчать, попробуй понять состояние и
проблемы учащегося
Умей выразить сочувствие, понимание его
состояния и проблем
Умей ставить вопросы, чтобы всё понять,
получить необходимую информацию
Направь собеседника к осознанию им самого
себя и его проблем и к их решению. Не поучай
и не давай советов: «Я бы на твоём месте…»,
но пробуди его собственную решимость.

Семейное воспитание

Подготовила преподаватель иностранного языка

ОП «Колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»

Филимонова

Лилия Владимировна


Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей самосохранения(продолжении рода) и самоутверждения! (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет а как чувства, ощущения, где ждут, любят понимают, защищают.


Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.


  • Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю
  • Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.


Семейное воспитание - сложная система. На него влияет наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи(место дома), отношение к ребенку.

Семья является традиционно главным институтом воспитания.


Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. Семья обеспечивает преемственность межу прошлым, настоящим, и будущим.

Отрицательный фактор - никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.


  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим

  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
  • привитие навыков духовно-здорового образа жизни
  • воспитать чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»

  • гуманность и милосердие к растущему человеку
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников
  • открытость и доверительность отношений с детьми
  • оптимистичность взаимоотношений в семье
  • последовательность в своих требованиях(не требовать невозможного)
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы


Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной.


  • Контроль(попытка влиять на деятельность ребенка)
  • Требование (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на высоком социальном и эмоциональном уровне)
  • Общение (использование родителями убеждения для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснения его мнения и отношения)
  • Доброжелательность (выражается в том, на сколько родители заинтересованы в ребенке), теплоту, любовь, заботу и сострадание по отношению к нему

  • Личный пример
  • Обсуждение
  • Доверие
  • Показ
  • Любовь
  • Сопереживание
  • Возвышение личности
  • Контроль
  • Поручение
  • Похвала (поощрение)
  • Традиции
  • Сочувствия
  • Наказание

Задачи родителей - развивать у своих детей (учащихся) здоровые духовные потребности и интересы.


  • Проблемы, связанные с целями и содержанием образовательно – воспитательной работы училища и семьи
  • Проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием
  • Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания

  • Наладить тесную связь училища с родителями
  • Активизировать работу родительского сектора по разъяснению законодательства Украины по вопросам образования
  • Добиваться влияния органов местного самоуправления на родителей, дети которых нарушают Устав училища
  • Анализировать состояние учебных достижений учащихся и выявить причины равнодушного отношения родителей к обучению и воспитанию собственных детей
  • Пропагандировать педагогические знания, которые обусловят повышение педагогической грамотности родителей
  • Помогать родителям в овладении системой умений, необходимых для организации деятельности учащегося дома
  • Внедрение форм работы с семьей, которые способствуют гуманизации взаимоотношений «педагоги-родители» . Родители и учителя должны стать партнерами активными соучастниками творческого процесса воспитания учащихся
  • Внедрение таких форм работы с семьей, которые способствуют большему взаимопониманию, уважению и сплоченности между родителями и их детьми


  • Посещение на дому
  • Приглашение в училище
  • Индивидуальные консультации педагога «разговор по душам»
  • Переписка(связь по телефону)

  • Родительский лекторий
  • Встречи за «круглым столом»
  • Тематические консультации
  • Психологические тренинги
  • (групповые) детские мероприятия
  • Родительские вечера

  • Классные родительские собрания
  • Обще училищные родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Концерты
  • Выставки учебных работ
  • Творческие отчеты
  • Семейные конкурсы
  • Совместные праздники

Ответственность родителей за развитие детей, их обязанности и права указаны в семейном кодексе Украины

Осуществление родителями прав и исполнение своих обязанностей осуществляется на основе Закона Украины «Об образовании» (Статья 59, 60)


Мудрые мысли о воспитании

  • Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков
  • (Свт. Иоанн Златоуст)

(святитель Иннокентий митрополит Московский)


  • Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя

(Л. Толстой)

  • Укрепляй семью, потому что она

основа всякого государства

(Император Александр ІІІ –

сыну Николаю ІІ)


(К. Ушинский)


  • Педагогика должна стать наукой для всех учителей, и для родителей

(В. А. Сухомлинский)

  • Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… (А. Макаренко)

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


  • Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки- СЕМЬЯ

1 слайд

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

2 слайд

Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

3 слайд

Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу! Совет родителям: Обещание больше не любить своего ребенка– одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых. Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым. Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

7 слайд

Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

8 слайд

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

9 слайд

Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам»

10 слайд

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка. Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

11 слайд

12 слайд

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек. Совет родителям: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь родители главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями. Совет родителям: Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

16 слайд

Наполеоновские планы «Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

17 слайд

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых. Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

18 слайд

19 слайд

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке. Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Виды (направления) воспитания Цель изучения: дать представление об основных видах воспитания младших школьников и их специфике в современном обществе

План: 1. Понятие о видах (направлениях) воспитания 2. Умственное воспитание 3. Нравственное воспитание 4. Трудовое воспитание 5. Эстетическое воспитание 6. Экологическое воспитание 7. Физическое воспитание 8. Патриотическое воспитание 9. Интернациональное воспитание

Виды воспитания Вид (направление) воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется: умственное нравственное трудовое физическое эстетическое гражданское экономическое экологическое правовое интернациональное и патриотическое воспитание

Умственное воспитание — « процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности» (Словарь по педагогике).

Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности познавательных мотивов навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления силы воли формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л. В. Занков, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

Задачи умственного воспитания: формирование мотивации учебно-познавательной деятельности; развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании; развитие всех видов мышления – теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и т. д. ; освоение опыта познавательной деятельности, способности к творчеству; развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук; владение умственными операциями; владение интеллектуальными умениями; наличие научного мировоззрения. В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура личности — «комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием» .

В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура личности — «комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием» . Г. М. Коджаспирова

Нравственное воспитание — «целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения» Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Результаты нравственного воспитания: нравственное сознание нравственные чувства нравственное поведение Слово « нравы » произошло от латинского слова moralis — нравственный. Нравы — это эталоны, которыми люди руководствуются в своем поведении.

В. А. Сухомлинский: «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по — человечески относиться к людям »

Основная задача воспитателя — создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения.

Нравственные убеждения — основа прогноза поведения ребенка (Л. А. Матвеева и А. И. Раева) Структура нравственного убеждения включает такие компоненты: интеллектуальные эмоциональные волевые Ребенок может вести себя безнравственно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме.

Эмоциональный компонент нравственных убеждений важен для младшего школьника. Эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника.

Единство этих компонентов определяет свойства личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того, чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.

Воспитанность — согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад, конфликт между тем, что человек знает и как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. (Словарь по педагогике).

Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков (Словарь по педагогике). Воспитанность – актуальный уровень воспитанности личности, воспитуемость – её потенциальный уровень, зона ближайшего развития

Трудовое воспитание — «целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на осознанный выбор профессии» (Педагогический словарь).

Основная цель — формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации.

Задачи: политехническая и начальная экономическая подготовка; подготовка к выбору профессии, профориентация; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нём, ответственности и чувства долга, профмобильности; выработка навыков и умений работать с простейшими инструментами.

Производительный труд — работа в сельскохозяйственной сфере, в лагерях труда и отдыха, учебно-производственных комбинатах. Бытовой труд — самообслуживание и выполнение обязанностей в семье. Общественно-полезный труд –самообслуживание в школе, благоустройство школы, двора дома; охрана природы, участие в деятельности социальных служб.

Формы воспитательной деятельности по самообслуживанию: индивидуальная групповая коллективная Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон — от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении.

Эстетическое воспитание — «целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей»

Система эстетического воспитания Цель — развитие эстетического отношения к миру в целом (Л. И. Петрова) Задачи: обогащать личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучать начальным навыкам и умениям самостоятельности деятельности в искусстве; развивать музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; воспитывать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание.

В. А. Сухомлинский отмечал – «важная задача эстетического воспитания — научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»

Средства эстетического воспитания: познание труд игра природа искусство: театр, музыка, литература, архитектура, живопись общение быт мода

Методы: разъяснение беседа решение эстетических задач пример поощрение упражнения в эстетической деятельности

Г. М. Коджаспирова выделяет компоненты эстетического воспитания и относит к ним: художественное образование и художественное воспитание

Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики — прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, воспитатель может использовать возникающие у него эстетические переживания в позитивном русле.

Параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания младшего школьника 1. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны (не воспринимает целостную картину, уходя в детали) 2. Эмоциональное отношение выражается ограниченно — восприятие увиденного доставляет удовольствие или неудовольствие. 3. Во внеклассной работе (широкое использование досугового воспитательного пространства), особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. 4. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка.

Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности» . Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, а распространяется на окружающий ребенка « социальный ландшафт » (А. А. Реан). В процессе эстетического воспитания осуществляется формирование эстетической культуры личности.

Экологическое воспитание «целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности»

Возможности формирования экологической культуры заложены во все учебные предметы естественного, гуманитарного, общественного и эстетического циклов.

Компоненты экологической культуры: (Сим. с. 11) экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение.

Общественно-полезный труд природоохранительного характера: насаждение защитных полос; работа в лесопитомниках, садах, охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах; санитарная охрана среды; уголки природы в школах; экологическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Показатели экологической деятельности: понимание современных экологических проблем; развитое чувство любви к природе; осознание ответственности за сохранение природы; умение видеть, ценить и сохранять красоту; активная природоохранительная деятельность.

Физическое воспитание — «система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании» Частью физического воспитания является курс ОБЖ – обеспечение безопасной жизнедеятельности.

ОБЖ и формирование здорового образа жизни — процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсикологического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетичского отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам, поведению в экстримальных ситуациях и в быту, в природе, на воде, в воздухе и т. п

Система физического воспитания Основная задача – «содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливанию организма» Л. И. Петрова

Задачи: развитие двигательных качеств, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности в укреплении своего здоровья и эмоционально-ценностного отношения к нему; повышение физической и умственной работоспособности; формирование потребности в здоровом образе жизни;

воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом; формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

Средства: гимнастика Игры туризм природные силы (солнце, воздух, вода) гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда) санитарные нормы в устройстве и содержании помещений.

Формы: уроки физической культуры физкультурные минутки на уроках. . . факультативные занятия внеклассная спортивно-массовая работа: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продлённого дня, медицинско-оздоровительные процедуры; занятия в системе дополнительного образования (ДЮСШ, детские стадионы, спортивные клубы, команды по месту жительства и др.); занятия в спец. оздоровительных центрах.

Этому способствуют « здоровьесберегающие » технологии воспитания. Таким образом, формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Все формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.

Патриотическое воспитание К. Д. Ушинский — формирование патриотов важнейшая задача воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями»

Слово «патриотизм» произошло от греческого patris (отечество). « Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» В. И. Даль В основе данных толкований прослеживается главное — отношение человека к Родине. Оно включает в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения.

Патриотизм — нравственное качество. Его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот — это Гражданин своей страны. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине » (В. А. Сухомлинский).

«Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь» Л. М. Леонов Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» В. А. Сухомлинский

Гражданственность — « нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны» .

Гражданское воспитание «процесс формирования уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, готовности защищать своё отечество, отстаивать свои убеждения» .

Гражданские качества как «эталон» гражданина (И. П. Подласый) выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну);

чувство национальной гордости и патриотизма; ответственность за судьбу страны; общественную дисциплину и культуру совместного проживания; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественную активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе;

уважение прав и свобод других людей; активную жизненную позицию; правосознание и гражданскую ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран.

Таким образом, только воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями, в силах представить перед младшими школьниками национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера (система мероприятий по формированию патриотических позиций гражданина своей страны).

Интернациональное воспитание — «целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества» . И. В. — органическая часть нравственного воспитания. У младшего школьника в ходе подготовки и проведения мероприятий развивается эмоциональное отношение к культуре других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур.

Направления и. в. (М. И. Рожков и Л. В. Байбородова) воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми; формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;

обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур; воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

Т. О. интернациональное воспитание необходимо не только для формирования толерантного отношения к людям других национальностей, но и активности ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что усиливает его позиции к субъекта воспитания. Реализация содержания в значительной степени завис от того, какими методами будет пользоваться воспитателью

9 Ушастый герой сказки Э. Успенского Чебурашка

19 Как звали мальчика, которого искала Герда? Кай

20 Кто съел людоеда в сказке Ш. Перро? Кот в сапогах

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лактостаз груди и его лечение Лактостаз груди и его лечение Основные особенности выбора гроба Основные особенности выбора гроба Конспект организации дежурства по столовой в средней группе Конспект проведения дежурства в подготовительной группе Конспект организации дежурства по столовой в средней группе Конспект проведения дежурства в подготовительной группе