Психологическая библиотека. Методы семейной диагностики в семейном консультировании Диагностические методики изучения семьи внутрисемейных взаимоотношений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

Цель и задачи психологической диагностики семьи.

Методы психологического изучения семьи.

Параметры диагностики супружеских отношений и соответствующие методики.

Особенности психологической диагностики семьи с проблемным ребенком.

Особенности психологической диагностики семьи на основе индивидуального и системного подходов.

Возможность оказания психологической помощи семье зависит прежде всего от правильного выявления ее проблемы на основе психодиагностических данных.

Существуют такие психологические методы изучения семьи :

научно-исследовательские , направленные на теоретическое обобщение данных, расширяют профессиональный кругозор психолога-практика;

диагностические , с помощью которых получают конкретные данные, необходимые для работы с определенной семьей;

коррекционно-диагностические , либо психотерапевтические, направленные на определение формы и содержания коррекционной работы с семьей.

При этом психологическая диагностика семьи предполагает решение таких задач :

Выяснение того, является проблема семьи объектом воздействия психолога или других специалистов (психиатра, юриста, дефектолога и т.д.);

Выявление объекта психологической помощи (ребенок, его родители, семья в целом);

Выбор способа воздействия (индивидуальная работа с ребенком, его родителями, супружеской парой, ребенком и отцом, группой детей, родителей, семьи в целом);

Психодиагностика во время коррекционного воздействия с целью определения тактики коррекционного процесса (реакции членов семьи на психолога и друг на друга, особенности их поведения и т.п.).

Решить перечисленные задачи трудно прежде всего из-за сложность семьи как системы, на формирование и жизнедеятельность которой влияют множество внешних и внутренних факторов (см. темы 1-3), а также из-за отсутствия единого подхода к решению проблем семьи.

Среди существующих теоретических концепций 3. Кісарчук выделяет два полярных подхода к изучению семьи: индивидуальный и системный. При индивидуальном подходе семья рассматривается как стресс-фактор, с которым должен справиться член семьи, который обратился за консультацией к психологу. Задача психолога заключается в выявлении индивидуальных особенностей членов семьи, затрудняющих семейную адаптацию. Системный подход перемещает центр диагностики с индивида на групповые процессы семьи как системы, а проблемы членов семьи в этом случае считаются такими, которые отражают дисфункции семейной системы.

В рамках индивидуального подхода используют диагностические средства, направленные на исследование таких сфер семейной жизни, как супружеские отношения, отношения родителей и детей, стили воспитания и их влияние на становление личности ребенка.

Диагностика супружеских отношений направлена прежде всего на выявление факторов, снижающих удовлетворенность браком и, следовательно, нарушают его стабильность (см. тему 2).

Так, выявление уровня супружеской совместимости на основе структурно - функционального подхода (когда совместимость проявляется в способности

супруги образовывать целостную, уравновешенную семейную диаду с согласованными и непротиворечивыми семейными ролями) предполагает изучение различных характеристик супругов:

психофизиологических свойств индивидуальности членов семьи; при этом предполагается, прежде всего, определение совместимости типов высшей нервной деятельности супругов, их темпераментов с возможным использованием экспресс-методик (тесты - опросники Айзенка, Стреляу и др.);

характерологических свойств членов семьи (опросник Кеттела (16 РР), ММРІ и др.);

характеристик ценностно-мотивационной сферы супругов (методика ценностных ориентаций Рокича - Ядова, методика ТЮФ Шмелева - Болдиревої, методика “Семейные ценности". Торохтия и др.);

соотношение психологических семейных ролей (методика РОПД А. Волковой и Г. Трапезникової (см. прил. 1), методика определения функционально-ролевой согласованности С. Ковалева, методика “Социально-ролевая адекватность". Торохтия и др.).

Диагностика супружеских отношений на основе адаптивного подхода предполагает изучение характеристик межличностных отношений, внутрисемейного общения и взаимодействия, выявление тех их аспектов, которые приводят к недоразумениям и конфликтам, с целью поиска резервов адаптации супругов друг к другу.

В этом случае целесообразно применять шкалу супружеской адаптации (тест-опросник “Удовлетворенность браком" (см. прил. 2), шкалы субъективной удовлетворенности браком Г. Трапезникової и др.), технику “репертуарных решеток". Похилько В. Федотовой, метод семантического дифференциала, тест Лири, методика В МСК. Левкович и О. Зуськової , по - дачно-игровые методы (например, игру “Интрига" В. Кроника и Е. Кроник ), моделирование субъективной ситуации конфликта (“МАКС" В. Смехова и др.). При этом часто используют прием “рефлексивной имитации", когда предлагают заполнить за партнера тот или другой опросник, а затем выявляют степень понимания супругами друг друга, а также уровень реализации их ожиданий в отношении партнера.

Особое значение как объект психодиагностики семейных отношений имеет семья с ребенком , поскольку чаще всего именно в проблемах ребенка отражаются проблемы семьи в целом (см. тему 3).

Внешним проявлением проблем ребенка есть конфликты с окружающими. В этой связи 0. Бодалева и В. Столин предлагают такую схему психодиагностики ребенка без аномалий психического развития .

1. Выявление зоны конфликта в беседе с родителями и ребенком, а также с помощью тестовых методик (“незавершенных предложений", “рисунка семьи" и других проективных методик).

В этом случае важно исследовать различные аспекты жизни ребенка (ее положение в семье, отношение к родителям, братьев и сестер, других родственников, особенности воспитания в семье, применения поощрения и наказания и реагирования ребенка на них, отношение к школе (детсаду) и сверстников, педагогов и воспитателей), выявить его интересы и возможности.

При этом можно выделить такие зоны конфликта: семья (в общем, с одним или с обоими родителями, с братьями и сестрами, другими родственниками), формальные или неформальные объединения сверстников, общественные институты воспитания (школа, детсад), конфликтные отношения с отдельными педагогами или воспитателями.

2. Выяснение содержания конфликта во время беседы с ребенком, а также с помощью психодиагностических методик, направленных на выявление индивидуальных особенностей ребенка, его психического, и прежде всего эмоционального, состояния (настроение, уровень тревожности, страхи и т.п.), характера взаимодействия с окружающими.

На практике используют такие методики, как тест Люшера, шкалу самооценки уровня тревожности Спилбергера - Ханина, САН, шкала депрессии, методика изучения самооценки Будассі или Дембо - Рубинштейн, шкала уровня субъективного контроля, тест “Дом - дерево - человек", тест “Несуществующее животное", рисунок семьи и др.

3. Определение особенностей поведения ребенка в конфликте на основе непосредственного наблюдения за ней, а также на основании данных при применении теста Томаса, проективных методик (например, малюнкового теста Розенцвейга), беседы с ребенком о его проблемах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности проблем детей. Так, отклонения в поведении дошкольников и младших школьников часто связаны с проблемами их эмоциональной сферы, вызванными переживанием чувства стыда, унижения, вины за недостаточную сформированность доверия к миру, что трансформируются в переживания различных страхов* .

Характерное для подростков стремление к расширению сферы общения, самостоятельности, самоутверждения может привести к конфликтам с окружающими из-за отсутствия достаточных коммуникативных навыков, нестабильность самооценки, неадекватность уровня притязаний, повышенную требовательность к окружающим.

Полученные таким образом данные являются основой для дальнейшей работы психолога с ребенком и семьей.

Если зоной выявленного конфликта ребенка является семья, дальнейшее направление психологической диагностики заключается в выяснении особенностей семейного воспитания ребенка.

Анализируя процесс воспитания в семье, психолог должен прежде всего выяснить стиль воспитания. Если обнаружен стиль не способствует развитию личности ребенка, необходимо выявить причины неадекватного отношения родителей к ребенку.

Для изучения особенностей семейного воспитания используют опросники “Анализ семейной тревоги", “Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)" Е. Ейдеміллера , тест-опросник отношения родителей

О. Варги, цветной тест отношений А. Еткінда, тест Лири и др.

Так, с помощью опросника АСВ выявляют особенности нарушения процесса воспитания в семье по следующим признакам (см. прил. 3) :

уровень протекции (степень занятости родителей воспитанием ребенка), для характеристики которого используют две шкалы - гіперпротекція (Г+) и гіпопротекція (Г-);

степень удовлетворения потребностей ребенка , что предполагает возможность двух отклонений - потакание потребностям (шкала П+) и их игнорирование (П-);

количество и качество требований к ребенку в семье , которые проявляются, во-первых, в виде обязанностей ребенка (соответствующие отклонения зафиксированы в шкалах чрезмерности требований-обязанностей В+ и недостаточности требований-обязанностей В-), во-вторых, в запретах, устанавливающих неприемлемые образцы поведения ребенка, которые определяют степень ее самостоятельности (шкалы избыточности требований 3+ и недостаточности требований 3-), в-третьих, в санкциях, наказаниях за нарушения ребенком требований (шкалы чрезмерности санкций, жестокого обращения С+ и минимальности санкций, ориентации на поощрение С-);

неустойчивость стиля воспитания , то есть резкая смена стиля, приемов воспитания (шкала Н).

Анализ сочетаний перечисленных признаков воспитания (см. прил. 3) дает возможность выявить стили воспитания, которые неблагоприятно сказываются на развитии личности ребенка (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Диагностика стилей негармоничного семейного воспитания

(по Е. Ейдеміллером )

Примечание . Выраженность признака: +--- избыточный; недостаточная; ± - возможны как чрезмерность, так и недостаточность или слабо выраженное отражение.

С помощью опросника АСВ выявляют психологические причины отклонений в семейном воспитании, вызванные прежде всего личностными проблемами родителей, решаемые за счет ребенка:

чаще всего наблюдается тогда, когда супружеские отношения по определенным причинам (несоответствие характеров, развод, смерть) нарушаются и от ребенка требуется удовлетворять хотя бы часть потребностей (в привязанности и частично, как правило, на неусвідомлюваному уровне - эротических потребностей);

стимулирование проявлений качеств у подростка (шкала ПДЯ), что приводит к развитию психического инфантилизма ребенка;

воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН), когда родители (как правило, с психастенічними чертами личности) потакают ребенку, уступая ей практически во всем, воспроизводя стиль взаимоотношений в прабатьківській семьи;

фобия утраты ребенка (шкала ФУ) - преувеличение “хрупкости", болезненности ребенка;

недоразвитость родительских чувств (шкала НБП), обусловливающие эмоциональное отторжение, жестокое обращение с ребенком;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (шкала ПНЯ), что сопровождается характерным стремлением в любом поступке ребенка выявить “истинную" (плохую) причину - те качества, с которыми родители неосознанно не могут примириться в себе;

вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), характерным проявлением которого является выражение недовольства воспитательными методами другого (с позиции “кто прав?");

сдвиг в установках родителей к ребенку в зависимости от его пола (шкалы предпочтения мужских качеств ПЧЯ и предпочтения женских качеств ПЖЯ), когда наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка другого пола.

Исследователь Е. Эйдемиллер отмечает необходимость не только установить причины неадекватного отношения родителей к ребенку, но и место этой причине в совокупности отношений в семье. В этом случае, по его мнению, целесообразно использовать проективные методики “Семейная генограма" и “Семейная социограмма", направленные на выявление особенностей характера взаимоотношений членов семьи. Результаты проективного теста “Семейная социограмма", который выполняют все члены семьи, психолог анализирует по следующим критериям :

количеством членов семьи, попавших в плоскость круга ; при этом возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, будет “забыт", а кто-то из посторонних людей (иногда животных) может быть изображен как член семьи;

размером кружков , что свидетельствует о значимости членов семьи для подопытного (чем больше кружок, тем выше уровень значимости);

размещением кружков относительно друг друга в плоскости тестового поля круга; при этом наиболее значимых членов семьи подопытный изображает в центре или верхней части поля;

расстоянием между кружками , что определяет психологическое расстояние между членами семьи, причем сечение кружков или их размещения друг в друге свидетельствует о недифференцированность “Я" у членов семьи, наличие симбиотических связей.

Метод “семейная генограма" предполагает графическое изображение представлений членов семьи о характере этих взаимоотношений с помощью условных знаков, которыми обозначается степень привязанности, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга .

Рассмотрим методику применения теста “Семейная социограмма".

Испытуемому предлагается нарисовать круг и в нем себя и членов своей семьи в форме кружков, подписывая их так, чтобы было понятно, кто из членов семьи где находится.

Учета особенностей структуры семьи и ее функционирования как целостного организма положены в основу системного подхода к психологической диагностике семьи.

Существуют разнообразные схемы анализа семейной системы, что фактически является результатом интеграции нескольких подходов (структурного, функционального и др.), в которых рассматриваются различные аспекты жизнедеятельности семьи.

Так, методика изучения психологического здоровья семьи (см. тему 2) состоит из совокупности отдельных методик, диагностирующих определенные закономерности функционирования семьи :

“сходство семейных ценностей", что отражает степень близости жизненных позиций каждого члена семьи в основных сферах ее жизнедеятельности;

“функционально-ролевая согласованность", что основывается на основе развития социально-психологических механизмов внутрішньосімейної интеграции;

“социально-ролевая адекватность", что раскрывает особенности восприятия членами семьи своих социальных ролей и их отношение к этих ролей;

“адаптивность в микросоциальных отношениях", построенная с учетом необходимости равновесия в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах взаимоотношений в семье;

“эмоциональная удовлетворенность", что основывается на сравнении ожиданий и реальных достижений членов семьи;

“устремленность на семейное долголетие", выявляет особенности развития и реализации потребностей личности в семье.

Обобщенный показатель психологического здоровья семьи определяется как совокупность показателей по каждой методике и может быть интегральной характеристикой общих тенденций благополучия семьи.

Наиболее полно системный подход представлен в интегральной модели 0.Чернікова , что предлагает анализировать семью как систему с точки зрения ее структуры, стадий развития семейной истории, коммуникаций и проблемного поведения членов семьи.

Согласно этой модели, структуру конкретной семьи изучают по таким ее параметрам, которые остаются относительно неизменными в течение определенного периода и которые можно сравнить с соответствующими стадиями жизненного цикла :

сплоченностью - определяется как степень близости членов семьи и указывает на их чувства сочетание в одно целое;

иерархии - выявляются доминирующие члены семьи и степень их влияния друг на друга;

внешними и внутренними пределами - описываются взаимоотношения семьи с социумом и различными подсистемами семейной группы (подсистемами родителей, детей, индивидуальными и др.).

Анализ этих параметров позволяет выявить дисфункциональные элементы семейной системы.

Согласно структурной теории дисфункцию в семье создают слишком жесткие границы (когда происходит мало связей между семьей и окружением, то образуется застой в системе) или очень размытые границы (когда у членов семьи слишком много связей с окружением и слишком мало между собой).

Дисфункциональные семьи, как правило, имеют размытые границы между поколениями, что приводит к междупоколенных коалиций , когда, например, сплоченность в подсистемах “родители - дети" гораздо выше, чем в родительской подсистеме (тогда как в семейной группе, что оптимально функционирует, четко наблюдается противоположная картина).

В дисфункциональных семьях часто наблюдается "реверсия иерархии" , когда, например, влияние ребенка сильнее, чем влияние родителей, или члены семьи, образовав міжпоколінну коалицию, считают других членов семьи ниже по статусу.

Дисфункциональными являются также несбалансированные семейные структуры по степени близости или гибкости, стабилизируются на основе дисфункций одного из ее членов, например ребенка, которому отводится роль жертвенного козла (см. тему 3).

Выявить характер структурных проблем семьи (жесткость или размытость границ, реверсію иерархии, міжпоколінні коалиции, несбалансированности семейной структуры) намного легче, если знать типичные задачи и проблемы семьи на разных стадиях ее жизненного цикла (еще одного подхода к изучению семьи на основе системного подхода) .

Историческое развитие семьи анализируют прежде всего с целью выявления влияния на семью параметров прародительской семейной системы. Кроме методики “Семейная генограма" в анализе семейной истории целесообразно использовать такие графические методы, как “Линия времени", “Карта семьи" и др. , с помощью которых можно выявить наиболее значимые для функционирования семьи события, изменения в ее структуре, возможны совпадения событий в исследуемой и прародительских семьях, неявно обусловливают перенос особенностей взаимоотношений членов семьи на последующие поколения.

Анализируя коммуникации в семье , изучают :

Правила взаимодействия в семье (явные и неявные);

Степень открытости общения, наличие замаскированной информации, запрещенных для обсуждения тем;

Возможность открытого проявления чувств;

Преобладание прямой или косвенной коммуникации;

Симметричность или дополнительность взаимоотношений (когда поведение членов семьи в отношении друг друга похожа противоположная: один приказывает, другой подчиняется).

При этом определенные действия одного члена семьи могут спровоцировать определенное поведение другого, которая, в свою очередь, подкрепляет поведение первого, образовать завороженный круг, вызывая симптоматическое поведение (например, энурез у ребенка).

По мнению отдельных исследователей, которые работают на основе системного подхода к семье, симптоматическая поведение (определенное нарушение в семье) играет роль скрытой коммуникации между людьми, что наблюдается тогда, когда существующие отношения в семье исключают возможность открытого обсуждения семейных проблем .

Особенности коммуникаций в семье целесообразно изучать с помощью интервью. Для выявления последовательности событий, связанных с симптоматической поведением, задают безоцінні вопросы типа “Как это случилось?", “К чему это привело?", что предполагают ответы описательного характера. С помощью интервью можно также выявить особенности взаимоотношений в семье на основе анализа ответов на вопросы, выясняют незгідність между членами семьи (с использованием категорий “больше - меньше", “лучше - хуже", “чаще - реже", “ближе - дальше" и др.), например: “Кто лучше всех относится к отцу?" Причем для преодоления сопротивления членов семьи целесообразно использовать прием “если бы": “Если бы отец остался дома, кто бы радовался больше всего?" .

В отличие от индивидуального системный подход к анализу коммуникации семьи, ее структуры, истории семьи, типичных проблем жизненного цикла семьи позволяет учесть групповые процессы в семье, получить всестороннее представление о семье и ее жизнедеятельность.

_______________________________

* Проявления и способы диагностики страхов подробно описано в .

Контрольные вопросы и задания

1. Цели и задачи психологической диагностики семьи.

2. Подходы к психологической диагностике семьи.

3. Какими методами и методиками можно определить уровень супружеской совместимости?

4. Методики, с помощью которых можно определить особенности взаимоотношений в семье.

5. Выполните психодиагностическое исследование степени удовлетворенности браком по опроснику В. Століна и проанализируйте его результаты (см. прил. 2).

6. Проявите согласованность семейных ценностей и ролевых установок в вашей (или другой) супружеской паре по методике А. Волковой и Г. Трапезникової (см. прил. 1).

7. Методики психодиагностики стилей семейного воспитания.

8. Исследуйте особенности процесса воспитания в семье по методике АСВ (см. прил. 3). Если обнаружите отклонения в воспитании детей, укажите их тип и возможные причины нарушения процесса воспитания. Ответ обоснуйте.

9. Сравните особенности психологической диагностики семьи на основе индивидуального и системного подходов.

10. Целесообразные методы психодиагностики семьи как системы.

1. Волкова А. Н, Трапезникова Г. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопр. психологии. - 1985. - №5. - С. 110 - 116.

2. Захаров А. Ы. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр. психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.

3. Кабанов М. М., Личко А. Е, Смирнов В. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - П.: Медицина, 1983.

4. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Когито-Центр, 1998.

5. Левкович В. П., Зуськова О. Е. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. - 1985. - Т. 6. - № 3. - С. 127-137.

6. Обозов Н. Н., Обозовой А. Н. Диагностика супружеских затрудненный // Психол. журн. - 1982. - № 3. - С. 147-151.

7. Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. Н. Крылова. - СПб.: Питер, 2000.

10. Психологическая помощь семье: Пособие. / За ред. 3. Г. Кісарчук. - К.: Изд-во Ин-та социологии НАН Украины, 1998. - С. 32-52.

11. Ридардсон Г. В. Силы семейных уз. - СПб.: Академия, 1994.

12. Романова Т. Л. Опросник "Психологические затруднения" // Психол. журн. - 1992. - №2. - С. 141-145.

13. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

14. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989.

15. Семья глазами психолога: Сб. методик / Сост. С. Ф. Спичак. - М.: Воронеж, 1995.

16. Смехов А. В. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопр. психологии. - 1985. - № 1. - С. 83-92.

17. Торохтий В. С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитацион. работы. - 1996. - № 4. - С. 20-30; 1997. - № 9. - С. 28-41; 1998. - №3. - С. 30-49.

18. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики // Темат. прил. к журн. "Семейная психология и семейная терапия". - М., 1997.

19. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996.

Методика 16. Исследования привязанности и соперничества (А.И. Баркан). Для уточнения особенностей жизни ребенка в семье, тайных "закоулков" его души, предлагается методика, разработанная для этой цели А.И. Баркан. Методика имеет шкалу соперничества и шкалу привязанности, которые помогают проявить некоторые нюансы внутрисемейных отношений. Желательно использовать эти шкалы в дополнение к анализу рисунков "Моя семья".

Инструкция: При выборе ответов на нижеприведенные пункты опросника необходимо отметить только один ответ на каждое утверждение. Варианты ответов приведены в столбцах. За каждый выбор начисляется 1 балл.

Текст опросника

Ф И О ______________________ Возраст _________

С кем проживает ребенок в одной квартире ______________________________

Интерпретация результатов:

После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Проранжируйте эти выборки. Как правило, набравший наибольшее количество баллов, является членом семьи, к которому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта (соперничества) ребенка в семье.

Например: Из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза - папе и ни одного раза - сестре.



Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо меньше - к папе и явным источником дискомфорта является его младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.

Методика 17. Диагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Предназначена для определения уровня эмпатических тенденций семейных отношений. Представляет собой модифицированный тест-опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабияном и Н. Эпштейном.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) является психодиагностическим инструментом, который ориентирован на анализ родительского отношения, у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпа-тизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Инструкция: Вам предстоит внимательно выслушать (прочитать), представленные утверждения и в регистрационном листе (меточной карте) отметить только один из двух вариантов ответа (+) “верно” (“да”) или (-) “неверно” (“нет”).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку “липнет” все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда пне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5. “Маленький неудачник”: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ (+) “верно” (“да”). Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

Социальная желательность,

- симбиоз,

Гиперсоциализация,

Инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

1 шкала: “принятие – отвержение
“сырой балл”
процентильный ранг 0,63 3,79 12,02
“сырой балл”
процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
“сырой балл”
процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36
“сырой балл”
процентильный ранг
2 шкала “кооперация”
“сырой балл”
процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93
3 шкала ”симбиоз”
“сырой балл”
процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
4 шкала “авторитарная гиперсоциализация”
“сырой балл”
процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76
5 шкала “маленький неудачник”
“сырой балл”
процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0

18. Методика “Социометрия”

Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Предлагаемые детские варианты методик являются модификацией стандартной общепринятой социометрической методики. Обследование проводится в игровой форме.

Вариант 1. “Выбор в действии”.

Каждому ребенку в группе дается 3 привлекательных, желаемых предмета (игрушки, картинки, конфеты и т.п.). Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

“Оцени эти предметы по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы иметь их у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место”.

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи формулы:

где: С - социометрический статус ребенка в группе;

К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе;

n - количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых находится ребенок со сверстниками. Чем больше привлекательных предметов он получил, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребенка служит показатель С (социометрический статус). Для анализа межгрупповых связей данные обследования можно свести в таблицу межличностных отношений (табл. приведена во втором варианте методики).

Оценка результатов:

10 баллов - показатель С ребенка равен 100%.

8-9 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 60% до 79%.

4-5 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла - показатель С ребенка находится в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл - показатель С ребенка находится в пределах от 0% до 19%.

Выводы о занимаемом статусе:

10 баллов - очень высокий (лидер).

8-9 баллов - высокий (предпочитаемый).

4-7 баллов - средний (принятый).

2-3 балла - низкий (отвергаемый).

0-1 балл - очень низкий (изолированный).

Вариант 2. “Рассели по домикам”. (Овчарова Р.В. Справочная книга школь-ного психолога. - М., 1996.- С. 73-75).

Детям предлагается расселить по домикам -конвертам - всех учащихся класса (их фамилии и имена написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). После чего каждый ребенок подписывает свои конверты (4 шт.) и отдает их экспериментатору. Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):

где: B I - количество первых выборов (дворец);

B II - количество вторых выборов (квартира);

B III - количество третьих выборов (изба);

B IV - количество четвертых выборов (шалаш);

K - количество детей в группе.

Оценка результатов:

от 3,4 до 3 - лидер;

от 2,9 до 2,5 - предпочитаемый;

от 2,4 до 2 - принятый;

от 1,9 до 1 - изолированный.

Например: Алеша Р. получил ВI - 4, BII - 5, BIII - 2, BIV - 3. В группе 15 детей. Статус обследуемого равен:

Таким образом, Алеша Р., набравший 2,7 имеет в своем классе положение предпочитаемого.

Таблица межличностных отношений

Ф.И. выбираемого ребенка Ф. И. ребенка (кто выбирает) Социометри- ческий статус (С)
Вова Р + II IV III II I II I III IV II I II II III I II III IV I II IV II III I I II I III 2,7

Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, можно расположить всех детей в зависимости от их статуса на орбитах социограммы.

Принятые

Предпочитаемые

ЗВЕЗДЫ


Отверженные


Представьте себе, что это не фигуры, а портреты различных людей и художник постарался передать не внешнее сходство, а внутреннюю сущность этих людей.

Посмотрите на эти фигуры и найдите ту, которая вам больше всего нравится, больше других похожа на Вас. Нарисуйте ее под ней цифру 1. Снова посмотрите на фигуры и из оставшихся четырех портретов (уже менее первого похожих на Вас) снова выберите ту, что более других нравится и похожа на Вас. Нарисуйте ее снизу или справа от первой и поставьте под ней цифру 2. (Повторите эту процедуру до конца, включая пятую фигуру, которая нравится меньше всего и совсем не похожа на Вас).

Интерпретация результатов:

Квадрат - выраженное стремление к трудолюбию, усердие, стремление доводить дело до конца, упорство, умение сконцентрироваться на одной задаче. Выносливость, работоспособность, терпение и методичность в достижении поставленной цели. Склонность к установленному порядку: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Не по душе “сюрпризы” и изменения привычного хода событий и образа жизни.

Прямоугольник - подвижная форма, неудовлетворенность настоящим положением, образом жизни, окружением, стремление найти лучшее положение. Проявление живого интереса к окружающим, пытливость, любознательность, смелость, открытость для новых идей, ценностей, взглядов, способов мышления и перемен в жизни. Легкость усвоения всего нового.

Треугольник - символ лидерских качеств. Способность концентрироваться на главной цели. Энергичность, неудержимость, стремление добиться цели во что бы то ни стало. Честолюбие, прагматизм, умение показать себя и выделиться в игре, работе. Стремление быть правым и управлять положением дел. Стремление к соперничеству и конкуренции.

Круг - самая доброжелательная из пяти фигур. Высокая чувствительность, развитая эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость. Стремление к конформности, “сглаживанию углов”, дружелюбие, неконфликтность, уступчивость. Стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг - символ творчества. Комбинирование абсолютно различных, несходных и непохожих идей, представлений и создание чего-то нового, оригинального. Восторженность, возбудимость, умение увлечь других.

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Шакурова М.В. утверждает: «учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи» . Автором рассматривается мониторинг как систематизированная форма диагностики семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений .

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

2. Классификация психодиагностических методик диагностики семьи.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик, из них наиболее полная классификация представлена В.Столиным.

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью.
Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Первые, так или иначе, опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема.

По этому основанию обычно выделяют:

1) объективные тесты;

2) стандартизированные самоотчеты:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие контент-анализ;
в) шкальные техники и методики классификации;
г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью);
5) психофизиологические, аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию поведенческих показателей .

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

· актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

· их история, особенно в критических точках онтогенеза.

· межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.

· объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок .

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:

Рис.1 Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений.

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых методик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку, могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов, эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4-5 лет и до 11-12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) - проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть - фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста - стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительских отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник «Подростки о родителях», показывает установки и стили родительского воспитания так, как их видят дети подросткового и старшего школьного возраста.

5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики, предлагаемые диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI - VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике дестко-родительских отношений могут применяться и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако, применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка, специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу педагога, либо психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.

План лекции:

1. Понятие о семейной диагностике.

2. Общие схемы семейной диагностики.

3. Диагностика структуры семьи.

4. Изучение семейной истории.

5. Диагностика супружеских взаимоотношений.

6. Диагностика детско-родительских отношений.

7. Диагностика эмоционального состояния членов семьи.

8. Исследование семьи, ожидающей ребенка.

1. Понятие о семейной диагностике .

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной информации.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. душа и способный распознавать) - область психологической пауки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая,

структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Психодиагностика в семейной консультации существует в двух основных формах .

Во-первых , это психодиагностика, позволяющая дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да - то кто, прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом; если нет - то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных методов и других. Результаты психодиагностического обследования анализируются после встречи с клиентом; часть работы может быть выполнена не тем же психологом, который непосредственно занят в консультативном процессе, а его коллегой.

Во-вторых , это психодиагностика, осуществляемая во время коррекционного воздействия, т. е. в процессе консультирования, психотерапии, психологической коррекции и благодаря этим процессам. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии - все это становится важнейшим психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консультирования.



Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи - это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. В результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам к, психиатру, юристу, дефектологу; он может прийти к заключению, что в помощи нуждается прежде всего сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно наследующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также, прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге.

Литература

Основная

    Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

    Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

    Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002.

    Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.

Дополнительная

    Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

  1. Андреева т.В. Психология современной семьи. – сПб., 2005.

  2. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений //Вопросы психологии. 1985. №5.

    Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

    Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995.

Социально-психологическое исследование семьи по программе а.Н. Волковой и т.М. Трапезниковой

Анализ семейной структуры по следующим направлениям:

- Социально-психологические и демографические характеристики семьи.

В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие параметры: стаж брака; возраст супругов и разница в возрасте; образование супругов и род занятий; количество и возраст детей; семейный бюджет (размер и способы распределения); жилищные условия.

- Анализ добрачных отношений .

В качестве основной методики исследования на данном этапе используйте метод ретроспективного отчета при этом учитывайте следующие моменты: продолжительность знакомства супругов до заключения брака; ситуация знакомства (на работе, учебе, на вечеринке и т. д.); эмоциональный характер первого впечатления друг о друге; продолжительность обдумывания брачного предложения; инициатор брака.

    Анализ микроокружения семьи.

В качестве основной методики исследования микроокружения используйте беседу – интервью. Под микроокружением в данном случае понимается тот круг лиц, с которыми наиболее тесно взаимодействуют члены семьи (близкие родственники, друзья, коллеги по работе и т. д.)

    Учет стадии развития семьи.

На каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы и конфликты. Их характер необходимо учитывать при проведении семейной диагностики.

    Оценка уровня благополучия супружеских взаимоотношений.

Для оценки уровня благополучия супружеских отношений можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка отношений А.Н. Волковой; шкала субъективной удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; тест – опросник удовлетворенности браком В.В. Столина и Т.Л. Романовой и др.

    Оценка отдельных феноменов супружеских взаимоотношений может проводится при помощи использования следующих методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) А.Н. Волковой; тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, проективный рисунок семьи и др.

    Оценка родительско-детских отношений.

Для оценки особенностей детско-родительских отношений можете использовать следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина; методика PARY, разработанная В.С. Шефер и Р. К. Беллом; методика Рене – Жиля и др.

2. Напишите краткое сочинение по теме: «Особенности функционирования моей семьи», опирайтесь на «Модель Мак - Мастерса», разработанную Эпштейном, Бишопом. И Левином.

Предложенная психологами модель наблюдения направлена на изучение шести аспектов функционирования семьи. Охарактеризуйте каждый из аспектов этой модели.

    Способность семьи к решению проблем.

Способность семьи решать проблемы проявляется в следующих умениях: умение осознать проблему и владение информацией о ней у всех участников; умение рассматривать альтернативные пути решения проблемы и принять одно-единственное решение; умение осуществить решение; умение убедиться в успешности своих действий и способность оценить результат.

- Коммуникации в семье характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем, погуляем!» коммуникационно открыто, а выражение «Как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом?» - более замаскированный вариант, так как допускает многообразные толкования.

2. Прямой или косвенной является коммуникация. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы имеем дело с прямой коммуникацией и наоборот.

- Семейные роли. Ролевая структура семьи включает функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения, правила «приписывания» ролей членами семьи, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

- Аффективная отзывчивость объединяет группу эмоциональных отношений.

- Аффективная вовлеченность это характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней (недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью, «нарциссическая вовлеченность, сверхвовлеченность, симбиотическая связь и др).

    Контроль над поведением способ, посредством которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лошадка (подробный мастер класс и выкройки) Тильда лошадь выкройка Лошадка (подробный мастер класс и выкройки) Тильда лошадь выкройка Колядование и Рождественская звезда (мастер-класс) Колядование и Рождественская звезда (мастер-класс) Опыты по энергосбережению Энергосбережение долгосрочный проект в доу Опыты по энергосбережению Энергосбережение долгосрочный проект в доу